31-03-99


Директор, ты не прав!

Родители готовы платить за "чужого дядю", желая дать ребенку хорошее образование. Но надо ли это делать?

Не секрет, что мы защищаем свои права порой бестолково. Прямо как в старом анекдоте. Отлучился "косой" на минутку по надобности из обеденного зала. Возвращается, а кофе его кто-то выпил. "Кто выпил мой кофе? - закричал сердитый заяц. - В последний раз спрашиваю?!" Шум, поднятый зайцем, дошел до слуха сидящего за соседним столиком льва. "Ну, я-я-я!" - прорычал лениво царь зверей. У зайца лапы от страха так и подкосились. Перетрусивший "косой", заикаясь, пролепетал с подобострастием: "А п-почему булочку не съели?"

Почти с такого же бестолкового "качания" прав началась совместная "горячая линия" главного управления образования области и газеты "Челябинский рабочий". (Напомним, что мы предложили обсудить вопрос, как выполняется закон об образовании и не нарушаются ли права детей). Но в первом же отклике - анонимном письме - авторы, скрывшиеся за демократичной подписью "родители", обвинили в нарушении прав ребенка ...само главное управление! Ведь это оно, по их словам, навязало еще один дополнительный экзамен - по граждановедению. А учебников, дескать, нет, неясно само содержание предмета. К тому же о предстояшем испытании объявляют, мол, едва ли не за пару месяцев до сдачи.

- Это позиция не родителей, а директора школы, который не выполнил в свое время наш приказ, - сразу же вычислила "вдохновителя" письма заместитель начальника управления Т.В. Абрамова. - Содержание предмета было ясным еще в 1993 году. Это элементарные правовые знания и представления о гражданственности. Ситуации нравственного выбора.

(То, что мы опоздали дать элементарные представления о гражданственности, очевидно хотя бы по результатам одного опроса студентов, опубликованного на днях в нашей газете. За сто тысяч долларов "лучшие представители молодежи" готовы навсегда покинуть Родину, поменять пол, убить человека и т.д.).

- Мы предложили ввести граждановедение в программы обучения как региональный компонент, - продолжает Татьяна Владимировна. - Но многие экспериментальные площадки до сих пор этого не сделали. А теперь пытаются свалить вину с больной головы на здоровую, спрятавшись за спины родителей.

В прошлом году все заявки о необходимом количестве учебников главное управление образования удовлетворило. О том, что экзамен будет, речь шла еще в сентябре.

Есть ли у детей интерес к правовым знаниям? Бузусловно. Они охотно участвуют в конкурсе, объявленном "Учительской газетой" по письмам учеников на правовые темы.

Несколько учителей из нашей области побывали в Москве на конференции по проблемам правового образования, организованной Институтом открытого общества.

Есть интересные наработки и у местных педагогов. Например, учительница из Катав-Ивановска защитила даже кандидатскую диссертацию по ведению уроков граждановедения.

Трудно не согласиться с Т.В. Абрамовой в том, что правовые знания помогают увереннее чувствовать себя в нынешней ситуации и одинаково полезны как детям, так и родителям. Просветить родителей по ряду правовых вопросов, связанных с законом об образовании, и было целью "горячей линии".

Около трех десятков людей позвонили по "горячему" телефону. Ощущалось дыхание весны - чаще других звонили родители выпускников школ, которые будут поступать нынешним летом в вузы.

"Являются или нет договоры школ с вузами гарантией поступления?" - спрашивают они (речь о школах N 1, 35, 24 Челябинска).

- Нет, не являются, - разъясняет Т.В. Абрамова. - Все дети имеют равные права и равные условия при поступлении в вузы. За исключением ребят, окончивших сельские школы. Для них министерство рекомендует в приоритетном порядке выделять целевые места. А договоры дают право проведения совместных экзаменов школы и вуза. В сроки итоговой аттестации выпускников, то есть с 1 по 23 июня. Причем совместная комиссия может вести одновременно два протокола, потому что требования школы и вуза, к сожалению, не всегда совпадают. В этом случае второй раз ребята экзамены не сдают, что, безусловно, снижает нагрузку. Но в конкурсе участвуют на общих основаниях.

"Когда мы платили деньги за подготовительные курсы, нам говорили, что выпускные экзамены на них являются одновременно вступительными в вуз и выпускными в школе. А теперь ходят слухи, что этот порядок отменили. Так ли это?" - спрашивают родители.

- В этом году мы с ЮУрГУ (по-видимому, о их подготовительных курсах идет речь) такого договора не заключили, - отвечает Т.В. Абрамова. - Поскольку ранние вступительные экзамены (о чем было объявлено в печати) нынче отменили. Но ЮУрГУ, насколько мне известно, пробует получить разрешение в министерстве. Если там пойдут навстречу, то поддержим и мы. Хотя бы потому, что ЮУрГУ хорошо работает со старшеклассниками - в НОУ, в олимпиаде "Шаг в будущее", "Одиссее разума" и т.д.

А деньги ваши не пропадут, я думаю, в любом случае. Ведь курсы ориентируют ребят на уровень требований конкретного вуза. Поэтому отказываться от них, по-моему, не стоит.

"Помогите ребенку-инвалиду I группы с детства продолжить обучение в бюджетной группе, - слезно просит бабушка. - Из-за плохой успеваемости нам предлагают перевестись на платное обучение".

- Это грубое нарушение закона, - объясняет Т.В. Абрамова. - Обратитесь за помощью в соцзащиту.

"Семь человек, окончивших школу N 77 Челябинска еще в 1989 году, до сих пор не получили свои серебряные медали", - жалуется читательница "Челябинского рабочего".

- Это просто безобразие, виноват в котором директор школы, - возмущается Татьяна Владимировна. - Если бы вы обратились к нам, в главное управление, то медали бы давным-давно получили. Был период, когда Монетный двор не успевал чеканить нужное количество наград. Но сейчас ситуация изменилась. И ваша проблема будет решена в самое ближайшее время, - обещает она.

"Слышали, что тестирование детей, поступающих в первый класс, незаконно. Но оно практикуется..." - сразу два звонка зафиксировал "горячий" телефон (школы N 11 и 109).

- У нас тестирования нет, - заявил директор школы-лицея N 11 А.Г. Гостев. - Только собеседование по выявлению уровня подготовленности ребенка.

- Всякого рода тестирования запрещены при приеме детей в первые классы, - не соглашается Татьяна Владимировна. - Никто не имеет права принимать детей в школу на конкурсной основе. Тестирование возможно в единственном случае - только по желанию родителей.

- И даже в лицеях, гимназиях, колледжах?

- У нас нет официально лицеев, гимназий и колледжей, а есть школы, работающие как экспериментальные площадки. И закон для всех одинаков. Они должны принимать всех детей без исключения.

Особенно много было звонков о "принудительно-добровольной" плате за обучение (школы N 11, 35, 77, 109, 93, 112).

- Никакой обязательной платы за оказание образовательных услуг, финансируемых из бюджета, не должно быть, - объясняет нашим читателям Татьяна Владимировна. - Это относится в равной степени и к экспериментальным площадкам, реализующим программы повышенного уровня.

Не относятся к платным образовательным услугам факультативные, индивидуальные, групповые занятия, курсы по выбору учащихся. Нельзя брать деньги с родителей за снижение наполняемости класса, деление его на подгруппы и т.д.

- А как родителям разобраться в том, за что следует платить, а от каких денежных взносов можно отказаться?

- На платные услуги у школы должна быть лицензия, - говорит Т.В. Абрамова. - А мы проверяем, выдавая ее, входит ли эта услуга в учебный план, насколько она отвечает потребностям детей и родителей. К тому же требуем смету, которая составляется на основе государственных расценок, а не исходя из желания, кто сколько хочет. Но платные образовательные услуги родители опять же "покупают" по собственному желанию. Не хотите их получать - не пользуйтесь!

- У вас нет лицензии на платные образовательные услуги, а вы ежемесячно собираете с родителей по 70 рублей. На что вы тратите эти деньги? - спрашивает по телефону Т.В. Абрамова директора лицея N 11 А.Г. Гостева.

- На медицинское обслуживание и призы для победителей олимпиад, - отвечает он.

Но ведь призы получают не все дети, а платят родители одинаково.

- Вот вам и пример, - говорит Татьяна Владимировна, обращаясь ко мне. - Никому в голову не придет платить в ресторане за соседний столик. А тут, пожалуйста, раскошеливаются. И никто не восстает, хотя анонимно жалуются.

- Так ведь ясно почему: держатся за школу. Может быть, за учителя...

- Не понимаю я этой рабской психологии, - не соглашается Татьяна Владимировна. - Уверяю, что ни один директор не посмеет исключить ребенка только за то, что родители не сдали деньги.

- Ну а как быть, если школа постоянно плачется на нехватку денег?

- Спонсорскую помощь никто не запретил, но ее должны оказывать добровольно, а не с выкручиванием рук, - говорит Татьяна Владимировна.

Несколько звонков на "горячую линию" поступило по поводу скудного питания в детских садах.

- Ситуация, надеюсь, изменится в лучшую сторону, - считает Татьяна Владимировна. - Какие есть для этого основания? Недавно правительство области приняло очень важный документ по развитию дошкольного образования. Там намечено немало мероприятий. Качество детского питания - на главном месте.

Светлана ЖУРАВЛЕВА.