31-03-99


Пожар в ночи

На нем в качестве понятого побывал корреспондент "Челябинского рабочего"

1 час. 35 мин. Я проснулся от удушливого дыма. Побежал по комнатам, заглянул на кухню - электроприборы выключены, а тонкая сизая хмарь все гуще заполняла квартиру. Выглянул на лестничную площадку - там уже хлопали двери, слышались встревоженные голоса соседей. Вдруг резанула телефонная трель.

- Говорит пожарная часть! Кажется, вы хотели побывать на пожаре? Посмотрите в окно, он как раз рядом с вами...

Через минуту я был на улице. Горел металлический вагончик-сторожка, который поставили в десятке метров от нашего дома для охраны башенного крана, железобетонных плит и кучи фундаментных блоков. С полгода назад строители затеяли здесь строить новую многоэтажку, да все никак не собрались с силами.

Вагончик не горел, а шаял. Огня не было, но через закрытые двери, из щелей крыши густо и обильно валил едкий дым, который окутывал наш дом. Он-то и разбудил среди ночи жильцов.

Пожарные уже были здесь. Боевые расчеты развернули рукавные линии, подали ствол к входу в вагончик. Секунда раздумья (к сторожке подведен силовой электрокабель, напряжение - 380 вольт!), но багор уже поддел заклинившуюся от жары дверь... Рывок! Сильный хлопок-взрыв, навстречу вырывается огненный шар. Еще миг - и в вагончике туго заревело пламя. Воду подавать нельзя - электрики все еще не отключили напряжение.

Пожарные припали к порогу, я тоже встал на колени. Сильные лучи фонарей шарят над полом. Здесь воздушная подушка в 40-50 сантиметрах и нет огня. Вдруг... чье-то черное лицо и вытянутая к порогу рука. И тотчас, остановив дыхание, чтобы не обжечь легкие, в эту "подушку" уходят ползком двое пожарных. Над их спинами зловеще закручиваются огневые вихри.

Томительная минута. И вот на снег выкатываются полузадохнувшиеся пожарные, вытаскивают за собой человека. Кто-то бежит с аппаратом искусственного дыхания. Но, увы, он уже бесполезен - у сторожа нет пульса, зрачки глаз не реагируют на свет... Пожарные снова уходят ползком в пекло. Но в сторожке больше никого не находят.

Электрики, наконец, отключили кабель. Тяжелые водяные струи ударили вовнутрь. Шипение, вой умирающего огня, тугой белый пар заволакивает вагончик. Еще несколько минут - и пламя побеждено. Следователь прокуратуры, милиционеры начинают расследование.

Погибший моложав. Статный, стройный он лежит на снегу, словно только что прилег отдохнуть. В кармане "Челябинский рабочий" с полуразгаданным кроссвордом, пачка сигарет "Прима" и спички. На теле повреждений нет, лишь куртка обуглилась местами да закопчено лицо. Мне кажется, я его знаю. Как понятой подписываю протоколы... Где я его видел?

Боже мой, так ведь это Виктор Б., что живет... жил в доме напротив! Семьянин, отец двух детей, в недавнем - смелый летчик, который во время аварии сажал свой самолет на березы, случалось, покидал машину и выбрасывался с парашютом в глухую тайгу. Был уволен на пенсию. Чтобы как-то свести концы с концами, за триста рублей устроился сторожить башенный кран. Совсем немного не дожил до сорока. В последний день получил крохотный аванс и рассчитывал купить жене гвоздики...

Конечно, следователям ни к чему эти подробности, протокольный язык строг и точен. Версия поджога исключена, замыкания "козла"-электроотопителя тоже не было. Видимо, Виктор заснул на топчане с сигаретой в зубах, очнувшись, в дыму полз к дверям...

Подъехал небольшой автобус. Я помогаю уложить труп на носилки, заталкиваем их в проход между кресел. Поехали.

Пожарные тоже укладываются. Они не расположены к беседе: "О чем здесь писать? Рядовой пожар, и все обычно..."

Но мне очень хочется отметить их красивую, быструю работу. Не было ни одной заминки, не прозвучало ни единой команды - такая слаженность достигается лишь многолетним опытом. Вот их имена. Заместитель начальника службы пожаротушения отряда N 7 государственной противопожарной службы Владимир Осолодков и командир второго отделения Ринат Гизатуллин (оба награждены медалями "За отвагу на пожаре", медалями "За безупречную службу" второй и третьей степени). Рисковали жизнями, первыми вползли в горящую сторожку прапорщик, помощник начальника караула ОГПС-7, бывший воин-интернационалист Вячеслав Соловьев и старший пожарный Беркен Карамсаков.

Анатолий СТОЛЯРОВ.

(Наш корр.).

г. Троицк.