31-03-99
Идеалом в искусстве для Дьякова всегда была большая монументальная пластическая форма. Природное чувство монументальности, умение видеть мир масштабно крупным планом, было проявлено в самых ранних его работах: через монохромность или цветовую локальность его живописи и акварелей, через гладкие нерасчлененные объемы скульптур. С годами стремление к немногословности и лаконизму стало неотъемлемым свойством творчества Дьякова, и во многом именно эти пластические качества определяют какую-то особую, идеально-возвышенную интонацию.
Василий Николаевич рисует много и увлеченно, варьируя одни и те же темы и мотивы, будто стремясь свести изображение к единому знаку, одновременно изобразительному и абстрактному. Мотивы его работ предельно просты: чаще всего это решенные очень условно и обобщенно фигуры. Они склоняются друг к другу в некоем ритуальном движении, и ритм их музыкальных линий, всегда направленных внутрь композиции, образует в каждой работе свое духовное пространство. А в сумме создается пространство выставки, где царит атмосфера тепла, любви и согласия.
Особой теплотой и эмоциональностью отмечены женские образы. Несмотря на большую условность изображения, они очень "земные". Женские фигуры изображены в едва намеченном пространстве интерьеров, в природной среде, среди детей, с фруктами, цветами, рыбами. Частое изображение рыбы, встречающееся в работах Дьякова, - это одновременно и христианский символ, и ностальгический образ из детства, прошедшего у озера. Сколько в женских образах тепла и нежности! Они воплощают идеальное представление художника о женщине-матери, хранительнице очага, берегине.
Рисование Дьякова, при всей цельности образного строя, удивительно разнообразно с точки зрения стилистики, материалов и техник. Строгий линейный рисунок не обрисовывает контур предмета или явления, а выражает их внутренний образ. "Душа" таких рисунков раскрывается при близком их рассматривании. Полная противоположность легкому прозрачному рисованию - рисунки, выполненные тушью широкой кистью, в которых темпераментные удары и вихрящиеся мазки будто лепят крупные формы фигур. Между двумя пластическими и эмоциональными полюсами - мягкая, бархатистая линия литографского карандаша, пастели, создающая свое энергетическое поле, объединяющее пространство и предметы. Стилистическое многообразие рисования обогащает чувственно-эмоциональный спектр образов. Это особенно заметно в последних рисунках Дьякова, в которых, на мой взгляд, появилось больше теплоты и чувственности.
Лариса САБЕЛЬФЕЛЬД.