31-03-99
Последние несколько лет новости о старейшем на Урале литературном журнале были только печального свойства. Теряя подписчиков и репутацию центра литературной жизни, "Урал" шел на дно. Последний номер его был датирован летом 1997 года. После этого - ни слуху ни духу. Точнее, слухи были - что журнал закроют, что главный его редактор Валентин Лукьянин подался на свободные хлеба, наконец, что редакционная "молодежь" вычисляет планы возрождения "Урала".
Последние несколько лет "Урал" не только несколько раз менял формат и график выхода номеров. Копились и копились гигантские долги - за аренду и типографские расходы. В свое время "Урал" одним из первых литературных ежемесячников объявил о своей независимости. Одним из первых он и расписался в полной экономической несостоятельности. Прошлым летом журнал вернулся под юрисдикцию правительства Свердловской области и был профинансирован. Деньги на счете "Урала" появились в декабре. И вот, тьфу-тьфу-тьфу, пошли первые номера.
Первым выпустили последний номер за 1997 год (объединив в одной книжке четыре номера), двумя номерами "оперативно" закрыли 1998-й. Теперь на подходе выпуски этого года. Запланированы все 12 номеров - редакции хотелось бы приучить потенциальных читателей из областной администрации к неизбежности своего возрождения. Нам бы радоваться, а мы - о зарплатах: если оклад главного редактора - 600 рублей, что говорить о рядовых участниках процесса?! Прав В. Лукьянин: вести такой журнал "лишь советская инерция позволяет". Правда, и журнал получается соответствующий.
Валентин Лукьянин действительно не скрывает, что "хотел бы уйти на литературную работу и передать журнал в более молодые руки". Однако подходящих кандидатур на этот почетный пост во всей Свердловской области не нашлось. О ком только не думали!
"Видимо, я не могу уйти раньше, пока дело не поправится", - горько сетует Валентин Петрович. Следовательно, быть ему в "Урале" главным до скончания века. И даже дольше. Ситуация в журнале настолько сложная и запутанная, что вряд ли кто-либо добровольно возьмется его спасать. Планируя выпустить за год традиционную дюжину номеров, в "Урале" думают о выживании, а не о художественном качестве публикаций. Экономические проблемы снова пересекаются с эстетическими и даже этическими - ведь все эти замкнутые и заколдованные круги в "Урале" уже неоднократно проходили.
Татьяна ПЕТРЕНКО.