31-05-2000


Лекарство для Федерации

Комментарий Челябинского губернатора П.И. Сумина к последним законопроектам президента

Законопроекты президента однозначно нацелены на то, чтобы восстановить дееспособность всей управленческой вертикали, государственного механизма в целом, обеспечить реальный баланс ветвей власти. В этой связи я двумя руками, совершенно искренне приветствую дух и букву этих законопроектов, если не считать отдельных замечаний, о которых я скажу ниже.

Во-первых, вводя институт своих полномочных представителей в округах, президент, на мой взгляд, одновременно решает две разнонаправленные страгетические задачи: централизация и децентрализация системы управления. Я убежден и надеюсь, что через полпреда президента, наделенного определенными властными полномочиями федерального уровня, губернатору будет значительно легче, проще, эффективнее решать проблемы субъекта Федерации в центральных ведомствах. Так что система полномочных представителей - это не только и не столько институт надзора, сколько добротный механизм реализации принципа обратной связи - от субъекта Федерации к президенту и наоборот. Разумеется, этот механизм надо будет как следует отладить.

Во-вторых, я убежден, что полномочные представители президента значительно повысят эффективность работы федеральных ведомств на местном уровне. Зачастую эти ведомства, хотим мы того или не хотим, обрастают "местническим мхом": "государево око" даже чисто географически находится за семью морями от этих органов.

В-третьих, совершенно очевидно, что Совет Федерации на сегодняшний день - это в известном смысле декоративное учреждение, преимущественно штампующее решения нижней палаты Федерального Собрания. Видимо, действительно настала пора сформировать реально работающую верхнюю палату, с четко очерченной нишей в системе государственной власти.

В-четвертых, не менее очевидно и то, что удельнокняжеские замашки отдельных губернаторов и местных президентов прямо или косвенно парализуют важнейшие звенья управленческой вертикали, порождают административный произвол, нарушают единое российское правовое пространство. И в этой связи президентские законопроекты - это хорошее лекарство, позволяющее восстановить федерализм и законность, убрать новоиспеченные банановые республики из российской государственности.

Разумеется, есть у меня предложения, которые касаются не столько содержания самих законопроектов, сколько тех моментов, которые связаны с конкретными механизмами их реализации, как принято у нас говорить.

Во-первых, одновременно с решением проблемы персональных перестановок в Совете Федерации через замену губернаторов и глав законодательных органов на систему представителей или выборных лиц надо существенным образом, опираясь на соответствующие, возможно, конституционные законы, модернизировать содержание работы Совета Федерации. Он должен иметь более ясный и определенный объект законотворческой деятельности, особое место в системе государственной власти. Нечего греха таить, сегодня Совет Федерации - это преимущественно машина для голосования. И если мы механически заменим губернаторов и руководителей законодательных органов субъектов Федерации на их представителей, то качество законотворчества от такой операции не улучшится, а ухудшится. Это очевидно, так как мера компетентности и ответственности новых голосующих будет заметно ниже, чем у руководителей субъектов Федерации.

Поэтому в этом вопросе, на мой взгляд, надо поработать. Реорганизация Совета Федерации не должна лишить губернаторов и глав законодательных органов общероссийской трибуны обмена мнениями и опытом местной работы. Эта трибуна должна быть закреплена какой-то организационной формой типа Государственного Совета. Короче говоря, нельзя в любом новаторстве забывать о принципах постепенности и преемственности.

Сегодня некоторые СМИ и отдельные депутаты Госдумы пропагандируют антигубернаторские настроения, что президент не случайно назвал провокацией. Мне кажется, это верная оценка деятельности тех, кто выступает против инициатив В.В. Путина, переворачивает все с ног на голову, пытаясь столкнуть губернаторов с главой государства.

Что касается неприкосновенности губернаторов, не надо исходить из принципа двойной бухгалтерии. Для всех высших должностных лиц государства, как и высоких представителей законодательных органов, должны действовать конституционные нормы ответственности и защищенности. Лично я как челябинский губернатор в неприкосновенности не нуждаюсь.

Петр СУМИН,

губернатор Челябинской области