31-05-01


Ненужные герои

У фотографий людей, как и у самих людей, есть свои судьбы, которые не всегда бывают счастливыми.

На прошлой неделе в редакцию позвонила одна из жительниц Калининского района Челябинска и, пожелав остаться неназванной, сообщила, что недалеко от дома N 19 по улице Кыштымской возле мусорных контейнеров разбросаны фотопортреты челябинцев, участников Великой Отечественной войны.

"Приезжайте скорее, - просила она, - пока их вместе с мусором не увезли на свалку. Увидите все собственными глазами". Я приехал. Увидел. Рядом со школой N 5, где весело и шумно нарядные выпускники отмечали "последний звонок", под грудой грязного картона лежали пять портретов участников Великой Отечественной. Грудь каждого из них украшало множество боевых орденов и медалей. Однако разглядеть награды из-за разбитого на портретах стекла и налипшего мусора было непросто. Зато фамилии читались без труда: Николай Гербут (подполковник в отставке, совершивший девять рейдов по глубоким вражеским тылам), Раиса Мещерякова (майор в запасе, руководитель секции клуба "Боевые подруги), Василий Васильев:

Возможно, эти люди, воевавшие под Москвой и Сталинградом, освобождавшие Прагу и Берлин, а затем днями пропадавшие в школах, рассказывая детям о такой штуке, как любовь к Родине, еще живы. Или живы их родственники. Наверное, и тех, и других при желании можно было бы найти. Однако этого желания почему-то ни у кого не возникло.

Подозрение в совершении столь странного поступка упало на сотрудников расположенного рядом со школой N 5 призывного пункта Калининского района. Готовясь к ремонту, они отправили на свалку большое количество наглядной агитации и учебных пособий, отслуживших свой срок. Начальник призывного пункта Игорь Орлов подтвердил этот факт, но от выброшенных портретов категорически отрекся, посоветовав обратиться за комментариями к своему начальству. Для руководства Калининского военкомата эта история тоже стала откровением. "Мы отправили на свалку только портреты членов Политбюро и армейских чинов советского периода, которые пылились у нас уже несколько лет, - сказал сотрудник военкомата Алексей Русаков. - Эта идеологическая продукция занимала много места, и от нее не было никакой пользы. Что касается портретов наших ветеранов, мне о них ничего не известно".

Не исключаю, что военкомат здесь абсолютно ни при чем. Портреты на свалку могла отправить любая челябинская организация, ранее занимавшаяся патриотическим воспитанием молодежи, а сейчас ведущая сугубо "коммерческий образ жизни". Остается только гадать, почему фотографии героев войны вдруг стали ей не нужны. Быть может, потому, что в моду входят портреты и бюсты совсем других исторических персонажей, которыми особенно продвинутые чиновники и предприниматели уже украшают свои кабинеты и офисы. Скажу, быть может, кощунственную фразу: то, что новые герои вытесняют из парадных подъездов и коридоров своих предшественников - процесс естественный. Но вот то, что он принимает столь уродливые формы, когда портреты ветеранов выбрасывают на помойку, на всеобщее обозрение, выглядит противоестественно и дико. К сожалению, некоторые люди уже не обращают на это никакого внимания. Привыкли. n

Сергей КРАПИВИН

Корреспондент отдела информации