31-07-01
Виктор РИСКИН
Кыштым
"Ошибка" Чарльза Ейтса
Рискованно и опрометчиво поступил глава одноименной американской фирмы Чарльз Ейтс, когда три года назад запустил на свой завод двух русских - тогдашнего главного инженера Кыштымского медеэлектролитного завода (КМЭЗ) А. Евгенова и заместителя начальника цеха фольги Б. Коновалова. Когда после многочасовой экскурсии они зашли в его кабинет и начали задавать вопросы, американец схватился за голову: эти русские с неизвестного ему Урала оказались не просто дотошными экскурсантами, а высокопрофессиональными специалистами, сходу разгадавшими все секреты производства фольги! Но он был умным человеком, а потому понял, что с такими людьми надо иметь деловые отношения. Съездил в Кыштым и дал согласие на выпуск кыштымской фольги под именной маркой его фирмы.
За помощью - к конкурентам
- Главное, - в чем мы уступаем, - говорит начальник цеха электролиза фольги В. Беннер, - так это в ширине ленты. Во всем мире применяется фольга шириной в 1320 миллиметров. Самая широкая у нас - 1143 миллиметра. Все наше российское оборудование ориентировано именно на этот стандарт. Поэтому заполняли рынок только мелких потребителей. Приходилось подстраиваться под каждого. Гораздо проще работать со стандартной продукцией. Поэтому было принято решение закупить у американцев оборудование и технологию производства фольги. Его особенность - повышение в шесть раз единичной мощности. То есть с одного электролизера можно снимать продукции в шесть раз больше. Уже смонтировано 12 электролизеров, которые успешно заменят весь комплекс цеха фольги, состоящий из 48 отечественных аппаратов. А месяц назад американская сторона принимала группу "студентов": приехали учиться механики, электрики, электролизники.
"Это нам у вас надо учиться!"
- Американцы были потрясены, - рассказывает Владимир Беннер, - когда наши первым делом пошли поклониться на могилу Чарльза Ейтса (он вместе с семьей разбился в прошлом году на своем частном самолете). Такой искренний порыв вызвал у них прилив уважения к уральцам. А что касается непосредственно обучения, то лучше сослаться на слова одного американского рабочего: "Зачем вы вообще приехали учиться? Это нам у вас надо учиться!" Эту фразу он произнес спустя пару часов, когда увидел, что наш электролизник общается с аппаратом, как будто всю жизнь на нем работал.
Не знали американцы, что в Кыштыме почти одновременно с ними еще 40 лет назад начали осваивать производство фольги. Сегодня Кыштымским медеэлектролитным закуплено американского оборудования на 10 миллионов долларов. Уже ведется шеф-монтаж. Скоро подъедут заокеанские специалисты вести наладку и запускать электролизеры.
- Нами было принято решение сократить большие материальные затраты. Поэтому остановили первый блок, демонтировали устаревшее оборудование, чтобы на этих площадях перекомпоновать, используя прежние технологические схемы, всю систему производства фольги. Таким образом, сэкономлены огромные деньги. Если строить новый цех, то он обошелся бы в 60 миллионов долларов, а так вся программа впишется в 12-14 миллионов. Все затраты окупятся в течение 12 месяцев, а затем пойдет отдача.
Космическая фольга
Аналогов подобной реконструкции в России нет, как нет в обозримом пространстве иного другого производства фольги. Вице-премьер И. Клебанов и сопровождающие его специалисты высокого ранга были удивлены тем, что в Кыштыме сумели не только сохранить уникальное производство, но и усиленными темпами его развить. Подобные, даже большие мощности были созданы в Верхней Пышме. Но десять лет назад там цех закрыли и разграбили. Остались только опытные установки в Рязани.
- Мы как были первыми, - смеется Беннер, - так и остались последними и единственными. Теперь уже к нам едут за опытом из Петропавловска, что в Казахстане: там хотят восстанавливать порушенное производство. Внутренний рынок начинает оживать. Ждут позитивных изменений и на внешнем рынке. Если узкая фольга идет на небольшие заводы Китая, Тайваня, Гонконга, то широкая - на куда более крупные зарубежные предприятия. Но и они расположены в том же Тайване и Гонконге. Дело в том, что весь западный мир перевел подобные производства в Юго-Восточную Азию. Причина проста: дешевая рабочая сила и не надо отапливать промзону. Там стоят простые бетонные коробки, продуваемые всеми ветрами. Зато уровень производства чуть ли не космический. И культура соответственная: все рабочие в белых халатах и респираторах. Кстати, слово "космический" я употребил не только в переносном смысле. Еще в старом цехе мы выпускали хромированную фольгу. Она шла на солнечные батареи для космических аппаратов. И когда поступало сообщение, что в космосе открылась солнечная батарея, кто-то из электролитчиков непременно с гордостью замечал: "О, наша фольга заработала!"
Зимняя одежда
Почти все американское оборудование уже на заводе. Скоро придут аппараты покрытия фольги из Чехии. В сентябре-октябре - запуск.
- Мы не случайно планируем открытие нового производства на осень, - говорит В. Беннер. - Именно в это время возрастает спрос на фольгу. Она - как зимняя одежда: к осени потребность в ней поднимается, к лету - падает. Это связано с тем, что фольга - продукт очень нежный и имеет неприятное свойство окисляться в тепле. Поэтому в теплые периоды предприятия стараются снизить объемы производства, а к холодам наращивают, компенсируя потери. Это мировая практика.
- Почему все-таки американцы поделились с вами своими секретами и за десять миллионов долларов приобрели в вашем лице конкурента?
- У них очень дорогая электроэнергия. Уровень наших цен в три раза ниже. Первый вопрос, который задал нам Ейтс, был именно таков: "Сколько стоит у вас киловатт?" Потом спросил про заработную плату. Оба эти показатели его удовлетворили. У нас пять тысяч рублей, у них - две тысячи долларов. Фирма планирует производить продукцию здесь, а продавать ее на американском рынке. На торговом знаке КМЭЗа будет значиться, что продукция выпускается по лицензии фирмы "Ейтс". А это уже высокий уровень доверия к кыштымской фольге. Так что в выигрыше будем и мы, и американцы. Тем более, что над этим знаком присутствует строчка - "Сделано в Кыштыме". Для нас выгода в том, что мы сохраняем производство, выходим на более высокий уровень по качеству. Да и объем увеличится - 3100 тонн в год, а не прежние 2000. n
Справка
Кыштымский меде-электролитный завод - единственный в России производитель фольги. Прямое назначение медной фольги - изготовление диэлектриков для печатных плат. То есть на ней держится вся радиотехника и электроника. Толщина - от 18 (в пять раз тоньше бритвы) до 105 микрон. Основной потребитель в России - радиопромышленность. Сегодня производство фольгированных диэлектриков значительно сокращено. Если раньше реализовывалось 150 тонн фольги ежемесячно, то нынче десять. Но спрос постепенно растет. И заводы по изготовлению диэлектриков начинают запрашивать по 20 -25 тонн. Однако основная деятельность КМЭЗа ориентирована на экспорт. Здесь его ждут не розы, а шипы: сильные конкуренты - японская фирма "Мицуи" и американская "Ейтс" не дремлют. Именно они диктуют мировое качество и стандарт.