31-07-02


"Челябинск сохранит уральское лицо"

В областном центре будет больше скверов, гостиниц и транспортных развязок

Челябинск стремится соответствовать XXI веку. Здесь реализуются или ждут своей очереди новые амбициозные проекты. Каким предстанет мегаполис в обозримом будущем? Сложилось ли окончательно его архитектурное лицо или оно заметно изменится в дальнейшем?

- Челябинск - уральский город. Его географическая принадлежность наложила отпечаток на внешний вид, - говорит глава Челябинска Вячеслав Тарасов. - Иногда нас поругивают: мало соответствуем представлениям о европейских канонах. Помню, один собеседник ставил в пример северных соседей: дескать, Екатеринбург - европейский город, а Челябинск - не европейский. Я даже похвалил его за это сравнение. Хотя, подозреваю, он хотел подчеркнуть преимущество уральской столицы перед нами, но получилось, по-моему, наоборот. Нет, Челябинск - это Челябинск, со своей средой, архитектурой. И стремиться быть похожими на кого-то нам не следует. Разве что только на самих себя.

Наш город отражает внутреннее содержание южноуральцев. По его облику можно судить, какие люди здесь живут. У нас широкие, просторные улицы. Мы традиционно отстраиваем их в таком "развернутом" виде, что, кстати, не характерно для европейских городов. Заботимся о создании дворовых пространств. У нас появилось немало таких дворов, каких во всей России нужно поискать. Не стану говорить, что чрезвычайно просторно транспорту, это вообще мировая проблема, но наименее заметна она опять же в городах, подобных нашему. Когда отстраиваем новый микрорайон, не мельчим, хотя стоимость земли высокая, можно, кажется, сэкономить, сделать уже улицы, теснее придвинуть друг к другу дома.

Не очень стремимся и к высотному жилью. Потому что в нем человек себя чувствует не так комфортно. Здесь есть и проблемы технического характера, но они решаемы. Думаю, сумели б построить 30-, 50-этажные дома, будь они уютны и удобны. Но поскольку повышенная высотность нарушает соразмерность человека и его среды обитания, Челябинск остается городом низкой этажности. К этому, считаю, надо стремиться и впредь.

Негатив - гаражное строительство, которое пришло к нам из прошлого. Оно, несомненно, портит общую картину. Соорудив необходимое количество многоэтажных и подземных парковок, надеемся убрать гаражи из жилой застройки.

- Каковы "генеральные идеи" развития мегаполиса?

- Основная идея нового генплана, разработку которого заканчиваем, - уменьшение вредного влияния промышленности на живущих в Челябинске. Это непросто, дорого, но забывать об этом нельзя, иначе бесполезно вообще говорить о перспективах дальнейшего роста. Как станет решаться задача? Новые производства не будут размещаться вблизи жилых кварталов. Постараемся за счет уменьшения вредных выбросов в атмосферу сократить размеры санитарно-защитных зон таких предприятий, как "Мечел", ЧЭМК, ЧТПЗ.

- Предполагается ли миграция населения внутри города? Скажем, из Металлургического района в центр или на северо-запад.

- Быть может, это будет частичная миграция внутри самих районов, а не из одного конца Челябинска в другой. Ставим такую задачу: переселить людей из санитарно-защитных зон. Но, к сожалению, произошел разрыв в федеральном законодательстве, не до конца определено участие в этом процессе собственников и руководителей предприятий, ухудшающих экологическую обстановку. Мы стараемся заострить на этом внимание Москвы, обращаемся в российское правительство, Госдуму.

Миграция, конечно, несмотря ни на что, будет. В какие районы, на какие территории - зависит от конкретных случаев. Ситуация в том же Металлургическом районе сегодня начинает приближаться к норме. Произведенные здесь замеры, количество зеленых насаждений свидетельствуют о том, что эта территория ныне не уступает другим, а некоторые ее участки признаны экологически чистыми и одними из самых удобных для проживания.

- Случались ли в последние годы архитектурные неудачи? Мне кажется, что здание кафе на Алом поле, напоминающее большой утюг, не очень удачно привязано к месту, "подслеповатой" своей стороной обращено на Свердловский проспект.

- Нас здесь подвел бывший главный архитектор Челябинска. Я смотрел материалы совершенно иного характера. Когда глава города подписывает постановление об отводе земельного участка под проектирование и само строительство, в нем сказано: проект должен быть согласован с главным архитектурным управлением. К сожалению, получилось не то, на что мы рассчитывали. Это серьезная градостроительная ошибка, которая должна послужить нам уроком.

- Сейчас в Челябинске намечается перебор с башенками. Имею в виду, в частности, дома по улице Карла Маркса, за часовым заводом. И башни-то странные, по форме напоминающие крышки у чайников.

- Когда вся улица застроится, увидим, не нарушен ли ансамбль. Здесь есть о чем подумать. Но крупных неудач нет. На Карла Маркса идет хорошая, мощная, малоэтажная застройка.

В последнее время, наиболее напряженное для бюджета, как ни странно, родились наиболее интересные проекты - Никитинские ряды, бизнес-центр "Спиридонов", здание супермаркета на привокзальной площади. Есть намерение ввести этот объект к 1 января 2003 года, то есть планируется построить всего за 14 месяцев. Такой скорости раньше никогда не было, разве что на дворце спорта "Юность", который возводила вся область с помощью Москвы.

Не могу не назвать еще одно достижение - городской сад имени Пушкина. Когда я появлялся там в начале реконструкции, местные жители буквально набрасывались на меня с претензиями: что вы делаете, зачем уничтожаете горсад, кому успели его продать? Сейчас этих сердитых граждан не вижу, зато подходят другие со словами благодарности.

Аналогичная работа ведется в парке Гагарина. Ожидаем, что там все получится даже на порядок лучше. В первый, то есть нынешний, год будут готовы детский городок, центральная аллея, аттракционы, оформим основные каменоломни. На следующий - благоустроим спортивную территорию, так называемый блин - стадион возле старой сгоревшей лыжной базы. Еще через год закончим все остальное.

Принята программа по созданию и реконструкции новых городских парков и скверов, в ней насчитывается 50 объектов. На одной трети из них уже ведутся проектные или конкретные работы. Создается мощный сквер вдоль Миасса от улицы Чайковского до Молодогвардейцев в Калининском районе. Будет сквер вдоль Салавата Юлаева. И так далее. Мы даже договорились в администрации: есть какой-то островок зелени - будем развивать его дальше. Как, например, на пересечении улицы Воровского и Свердловского проспекта возле городской больницы. Сделали там скверик. Правда, кто-то попытался зайти туда с торговлей, но эту попытку мы сразу пресекли.

- Когда будет закончена филармония? На нее уже как-то неудобно смотреть.

- Это не муниципальный объект, а федеральная собственность. Мы никогда не финансировали ее. Она финансировалась за счет средств областного бюджета. Курировал филармонию и курирует ныне первый вице-губернатор Андрей Николаевич Косилов. И я знаю, есть определенные намерения включить этот объект в федеральную программу. Видимо, и в региональной казне ситуация с финансами такова, что завершить строительство не получается. Поэтому мне, с одной стороны, больно смотреть на концертный зал в его нынешнем виде, с другой - я просто не представляю, как бы город смог помочь. Хотя, конечно, мы постараемся сделать это, учитывая свои далеко не безграничные возможности.

- Что будет с Центральным стадионом в парке имени Гагарина?

- Это наша боль. Мы приняли стадион в муниципальную собственность и работаем с ним, готовим проектно-сметную документацию. Но на все, включая строительные работы, нужно примерно 120-150 миллионов рублей. Тогда его можно будет реконструировать. Бюджету области, я уже не говорю о городе, такую сумму не потянуть. Сейчас пытаемся включить стадион в федеральную программу. Постараемся, учитывая решения Госсовета и соответствующие указы президента о развитии физической культуры и спорта в России, чтобы он попал в перечень новостроек, которые предполагается обеспечивать деньгами из центра. Если удастся этого добиться, сразу начнем благоустройство всей близлежащей территории.

- Насколько реально создание "Золотого кольца" из объектов социального назначения, расположенных поясом вокруг дворца спорта "Юность", торгового центра и цирка, о чем говорилось на недавнем градостроительном совете?

- Я пока не очень уверен, что в ближайшие годы такой проект осуществим. Мы изучаем возможности организации, выступившей с предложением. Если окажется, что возможности серьезные, думаю, найдутся и другие фирмы, которые примкнут к инициаторам.

- А высотная гостиница за цирком? Ее планируется возводить саму по себе?

- Она входит в "Золотое кольцо". Но объект настолько серьезный и значимый для города, что мы рассматриваем его отдельно. Ведем переговоры с лицами, предложившими финансы и услуги. Я пока не отбрасываю этот вариант. Полагаю, что намерения осуществимы. Кроме того, у нас строится высотная гостиница у педагогического университета. Мы медленно заходим туда. Но если удастся реализовать намеченное, это будет великолепный проект.

- Говорят, после дорог мэрия намерена взяться за транспортные развязки.

- Не после, а параллельно. Мы действительно готовимся к строительству многих развязок. Перечисляю по памяти. Постараемся продолжить улицу Кашириных на восток, выйти к Миассу и с помощью путепровода - на Российскую и Свободы. Этим сократим транспортные потоки на железнодорожный вокзал, на ЧТЗ и северо-запад, проходящие через центр. Серьезная транспортная проблема обозначилась на пересечении Свердловского тракта и улицы Черкасской у поворота в Металлургический район. В принципе, эта развязка запроектирована. Когда проработаем вариант включения ее в программу финансирования дорожного фонда, сразу же начнем работы. Есть ряд развязок, которые бы в дальнейшем улучшили движение по "меридиану". Нас, вообще-то говоря, он спасает. Со следующего года хотим заняться его реконструкцией - заменить покрытие, обустроить обочины и прилегающие территории. Вообще же в планах примерно полтора десятка развязок. Предполагаем даже, хотя я и не очень уверен в реализации этой задумки, сделать двухуровневый переезд на Доватора и Воровского. В обязательном порядке необходим второй путепровод через Миасс в районе Шершневского водохранилища.

- Институт Челябинскгражданпроект в качестве одного из "транспортных" предложений предусмотрел дорогу, соединяющую улицу Чичерина с городским ядром. Она проложена на бумаге недалеко от детской железной дороги, затронет "кусочек" парка Гагарина. Этот короткий путь позволил бы добраться на машине до центра всего за 15 минут и резко повысить инвестиционную привлекательность городской окраины.

- Я знаю об этом проекте, но против проезда через парковую территорию. Да, с ним было бы легче, но последствия, на мой взгляд, таковы, что не стоит экономить время. Мы просто еще раз, как это бывало, нанесем удар по городскому бору.

К слову, существовал другой подобный проект - скоростной дороги с северо-запада в Металлургический район. Первым вопрос о ней поднял в свое время бывший директор металлургического комбината, впоследствии заместитель министра черной металлургии Николай Тулин. Вот этот вариант был бы для нас действительно очень привлекателен. Появись такая дорога, пройди недалеко от нынешнего центра пищевой индустрии "Ариант", путь из одного района в другой на машине занял бы всего три-четыре минуты. Но затраты скоростная трасса обещает очень большие.

- То есть говорить о ней рано?

- Мы о ней не говорим, но помним.

Беседовал Евгений КИТАЕВ