31-07-98


Информационный выстрел по медеэлектролитному заводу

Передачу областного радио через несколько часов "услышали" в столице Британии...

28 июля в 10 утра в Челябинске в программе "Студия-I" под рубрикой "Ракурс" прозвучало четырехминутное сообщение. Автор рассказал слушателям, что программа правительства области по развитию цветной металлургии не выполняется. И вообще она, мол, благополучно скончалась. Администрация области не способна гарантировать залог под 600 миллионов долларов на подъем горнорудной промышленности, Карабашского медеплавильного комбината и на реформы Кыштымского медеэлектролитного завода.

Далее говорилось, что медеэлектролитным заводом получен кредит в 45 миллионов долларов, и сумма эта разошлась невесть куда. А руководители сбегают с предприятий. Генеральный директор Кыштымского медеэлектролитного завода А. Вольхин намерен баллотироваться в депутаты Госдумы, а технический директор А. Евгенов сменить местожительство и уехать за границу. "Это нормальная для Челябинской области практика, когда руководители крупных промышленных предприятий с депутатским мандатом в кармане покидают капитанский мостик идущего на дно корабля".

Вчера я встретился с генеральным директором КМЭЗа А. Вольхиным. Он отверг все обвинения. В частности, сказал, что администрация области никогда не выступала гарантом залога. Никакого кредита завод не получал, а значит, и растратить его не мог. Сам директор в депутаты не собирается, не бежит за кордон и его заместитель.

Но радиопередача свое дело сделала. К брожению в коллективах кыштымского и карабашского заводов прибавился телефонный звонок из Лондона: потенциальных инвесторов встревожила дошедшая до них информация.

Корреспондент "Челябинского рабочего" спросил у Александра Вольхина: что ему известно о происхождении этой информации?

- Факс с подготовленным текстом, - говорит Александр Вольхин, - поступил на радио с комбината "Уралэлектромедь", что в Свердловской области. Там много чего написали. И про задолженность завода, которой не существует. И про Карабашский медеплавильный, который мы будто бы не сумели поднять. Возникает вопрос: что же это свердловчане о нас так заботятся? Причем это не первый случай, когда "коллеги" пытаются вбить клин между администрацией нашей области и заводом. Радиопередаче предшествовали шесть заказных статей того же толка, напечатанных за пределами области...

Я встречался с губернатором П. Суминым, представителями силовых структур. Речь шла о целенаправленной деятельности по дискредитации политики администрации области, руководителей КМЭЗа и работы трудового коллектива в средствах массовой информации.

На самом деле все обстоит с точностью до наоборот. Программа развития цветной металлургии находится в постоянном движении. Готов бизнес-план по рудным месторождениям, который выполнен самими инвесторами. Сделана часть программы - получены соли платины и ванадия. В Карабаше работает несколько конверторных печей, работу получили 700 человек.

- Чего же добивается комбинат "Уралэлектромедь"?

- Все началось в 1996 году, - продолжает А. Вольхин. - Тогда Свердловской думой и губернатором Эдуардом Росселем было принято антиконституционное постановление. Они нарушили 74-ю статью Конституции, и поток сырья на наш завод прекратился. Поэтому мы и были вынуждены принять эту программу, чтобы завод жил и работал. А вместе с ним - Кыштым, Карабаш и те районы, где будет развиваться горнорудная промышленность. Другого пути нет.

Напомним: в октябре позапрошлого года был принят закон о бюджете Свердловской области и постановление ее правительства о сборах за вывоз за пределы области черновой меди, содержащей драгоценные металлы без их разделения на предприятиях области. Но любая черновая медь содержит благородные металлы. Значит, надо платить налог за каждую тонну черновой меди. В этом случае наш завод работал бы в убыток и разорился. На наше предложение завозить на их предприятия концентрат меди свердловчане ответили: "Пожалуйста и... увеличили сбор за экологические выбросы в несколько десятков раз! Таким образом, сырьевая река из Свердловска полностью пересохла. Более того, свердловчане приглашали к себе тех поставщиков, с которыми мы еще работаем, и понуждали их силой или уговорами отказаться от контактов с нами.

- Зачем им это нужно? Может, причина в жесткой конкуренции?

- Причина в другом, - утверждает генеральный директор. - Объемы производства "Уралэлектромеди" в шесть раз больше, чем наши. Но маленький кыштымский завод нарабатывает ежегодно прибыли в два с половиной раза больше, чем "Уралэлектромедь". Мы наглядно показываем, что воровать нехорошо, что воровать нельзя. Если бы у руководства Свердловской области открылись глаза на эти цифры, не думаю, чтобы они поддерживали руководителей комбината.

Очень мы им мешаем своим примером. Мы не идем к тем партнерам, с которыми работают они. Мы идем своим трудным путем: раскопали Александринку, раскопали Маук, развиваемся сами, возрождаем горнорудную промышленность в области. Им это не нужно. Их цель задавить завод. Они наработали целую программу по удушению предприятия. И то, что сегодня сделано с подачи "Студии-1", - преступление. И мы адекватно отреагируем. Я не хочу, чтобы люди поверили умышленной грязной лжи.

Цель радиоутки - оттолкнуть от нас инвесторов. Их и так отталкивает политическая нестабильность. Удар нанесен в самую больную точку. Мы, конечно, приложим все силы, чтобы восстановить пошатнувшееся доверие. Придется затратить время. А это самая большая потеря.

Виктор РИСКИН.