31-07-98
"Решила вас обеспокоить по поводу акций "AVVA". Может, большие начальники уже культурно за границей отдыхают на наши деньги? Г. Хасанова". "Приобрел акции автомобильного альянса. Прошу рассказать в вашей газете, куда он подевался. А. Пашнин".
"Челябинский рабочий" выполняет просьбу своих читателей. Для рассказа еще об одной компании, некогда отличавшейся агрессивной рекламой, появился и другой веский повод. Акционерное общество "Автомобильный всероссийский альянс" (торговая марка "AVVA") было создано в 1993 году. Основателем его считается причисляемый ныне к "олигархам" Борис Березовский, известный предприниматель, в последнее время занявшийся политикой. В ту пору он был очень дружен с Владимиром Каданниковым, главой ВАЗа. Говорят, именно теплые отношения с автогигантом в Тольятти предопредили непотопляемость альянса, хотя утонуть можно было запросто. Судьба этого акционерного общества, на взгляд стороннего наблюдателя, - это цепь больших неудач, которые перемежаются с менее заметными удачами.
"AVVA" создавалась под идею "народного автомобиля". Чтобы привлечь средства для строительства нового завода, способного производить его, в обращение были выпущены так называемые свидетельства депонирования акций (СДА), которые, строго говоря, акциями не являются, а только свидетельствуют, что они у акционера есть. Продавая населению эти суррогатные бумаги, предполагалось собрать 300 миллионов долларов. Столько же, ожидалось, предоставят западные банки.
Но "позор" МММ подействовал на россиян подобно холодному душу. Как справедливо заметил один из столичных журналов, в условиях, когда каждый третий соотечественник при употреблении кем-либо слова "акция" лез в драку, торговля СДА стала терять смысл. Осенью 1995 года председатель совета директоров (позже вице-премьер правительства РФ) В. Каданников выступил с заявлением: от планов, связанных с выпуском "народного автомобиля", придется отказаться, ибо частные инвесторы внесли только 50 миллионов долларов. Так на белых одеждах "AVVA" появились первые нестерильные пятна.
Самым громким из последних проектов можно считать сборку "Евросамар" в соседней Финляндии. Продавали их преимущественно в Германии, причем в количествах, недостаточных для поддержания эффективного производства. Российский рынок тоже не распахнул объятий. Таможенники отказались признавать "Евросамару" отечественным авто, в результате чего "девятка" с наворотами" потянула аж на 9 тысяч долларов при себестоимости в 5,5-6 тысяч. Сегодня руководство акционерного общества вновь устремлено мыслями в будущее. Развитие проекта "АвтоВАЗ-Опель-AVVA" исполнительная дирекция альянса относит к своим стратегическим задачам. Предполагается на производственных мощностях в Тольятти развернуть сборку машин "Adam Opel". По самым оптимистичным прогнозам, первые автомобили сойдут с конвейера в декабре нынешнего года. Это событие (пусть не покажется странным) имеет отношение к владельцам СДА.
Весной нынешнего года Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров заявил, что у людей, вставших под знамена "AVVA", шансов на возврат денег практически нет. Более того, фонд причислил организаторов альянса к строителям финансовых пирамид и потребовал, чтобы правоохранительные органы приняли соответствующие меры. Но в конце мая этого года произошло нечто, по нынешним временам, чудесное. Собрание акционеров "AVVA" решило "не сохранять далее "размытое" состояние общества, так как слишком велик риск конфликта с регулирующими фондовый рынок органами".
"Органы" уже искоса поглядывали на структуру, рожденную в эпоху романтического капитализма. Хотя залповый огонь критики был сосредоточен на других всероссийских "мишенях", глухое раздражение вкладчиков нельзя было не заметить. Но вряд ли только "слабостью в коленках" следует объяснять реверанс в сторону мелких держателей СДА. По мнению большинства наблюдателей, именно переговоры с партнерами из зарубежья, надежды на успех проекта "Аdam Opel" помогли сделать надлежащие выводы. Ситуация-то виделась как двусмысленная. Белые одежды альянса нуждались в спешной стирке. Хотя бы для того, чтобы порадовать глаз иностранных компаньонов.
Как говорится, не было бы счастья... Совет директоров "AVVA" объявил: каждый держатель СДА сможет на выбор встать на учет в реестр альянса, продать ему "мертвые" бумаги или обменять их на акции АвтоВАЗа в пропорции 1:1. Времени на все отводится - четыре месяца (с 1 сентября по 31 декабря сего года).
Обмен и скупку свидетельств предполагалось проводить в специальных "обменных пунктах", открытых в крупных городах. Однако последние встречи с менеджерами "AVVA" представителей Челябинской региональной общественной организации кредиторов и акционеров (ЧРООКА) дают повод усомниться в этом. Об обменных пунктах начали как будто потихоньку забывать. Видимо, подразумевается, что все дороги поведут в Москву. Да и цену СДА определяют нынче уже не в 7-15 долларов, а скромно говорят о номинале. Как все же это верно: берешь чужие, отдаешь свои.
Газетная площадь не позволяет остановиться на особенностях каждой операции. Более подробную информацию можно почерпнуть в "Труде" за 26 июня 1998 года. Проконсультировать всех желающих готова ЧРООКА. "Обратившимся к нам мы поможем сделать что надо и как надо", - отметила ее исполнительный директор Ольга Шахова. Надеясь на это, сообщаем адрес общественной приемной: 454084, Челябинск, пр. Победы, 160-в. Телефон для справок: 65-22-81.
Защитники акционеров имеют также возможность выступить в роли почтальонов при отправке документов в Москву. По словам председателя ЧРООКА Татьяны Высоцкой, тоже побывавшей недавно в офисе "AVVA", привезенные общественниками документы там обещано принимать к оплате без задержек.
Каждый волен поступать так, как считает нужным. Однако некоторые знатоки рынка все же рискуют дать такой совет держателям СДА: если выбирать между акциями ВАЗа и деньгами, лучше "взять живыми". Несмотря на то, что руководство альянса уверяет: первый вариант "имеет совершенно очевидный экономически выгодный характер".
Нужно понимать, что сегодняшний фондовый рынок устроит только любителей острых ощущений. В Челябинске нет реестродержателя ВАЗа, поэтому связь с ним будет затруднена. К тому же акции предприятия малоликвидны, а будущее туманно. Огромный жесткий конвейер, с которого сходит продукция, не находящая должного спроса, стремительных взлетов заводу как будто не обещает. Между тем только высокие темпы производства, позволяющие рассчитываться с бюджетами и другими кредиторами, способны оградить автогигант от пристального внимания нового российского правительства, сумевшего доказать, что ему сам "Газпром" - не брат.
Евгений КИТАЕВ.