31-07-98
- с грустью сказал победитель одного из европейских конкурсов среди художников, работающих в рекламе. Ха! С грустью... Да он бы рыдал при этих словах, если бы побывал в шкуре челябинского дизайнера. Конечно, в сфере рекламы, конфликт между творчеством и меркантильными интересами просто неизбежен. Но это вовсе не значит, что вкус, стиль и фантазия должны постоянно оставаться в нокауте. Как, например, это происходит в челябинской рекламе.
Самый яркий пример безликости - щиты. Именно те, на которых размещена реклама местных фирм. Такое впечатление, что почти все они оформлены по одному, далеко не лучшему трафарету: крупным планом фото или рисунок, допустим, компьютера, а вокруг выходные данные и логотип фирмы. На такую "интересную" картинку обратит внимание разве что скучающий пассажир застрявшего в пробке троллейбуса. А если в рекламе появляется изображение человека, то оно, как правило, взято из какого-нибудь модного журнала. Интересно, знает ли топ-модель Линда Евангелиста, что ее фотография красуется на рекламном щите одного из челябинских торговых домов? С воровством чужих идей у нас тоже все в порядке. Так, например, реклама другого торгового дома с изображением блондинки, сидящей на рельсах, и идущего прямо на нее локомотива... Да это практически копия с одной из ярких и эпатажных рекламных фотографий итальянской фирмы "DIESEL". Только там девушка привязана к рельсам и, что вполне естественно, кричит. А не сидит в эффектной позе с резиновой улыбкой на устах, напоминая обкуренную Анну Каренину.
Челябинская ТВ-реклама также представляет собой кладбище вкуса и идей. Работает стандартная схема: несколько кадров с изображением товара плюс закадровый текст. Возможны варианты: появляется какая-нибудь девушка, размахивающая руками на фоне, допустим, мебели. Но присутствие ее выглядит так неественно, что лучше бы она и не мелькала вовсе. Правда, иногда в ТВ-рекламе разворачивается сюжет. Офис, мужчина делового вида садится за стол, берет газету, изображает жуткое удивление и падает назад вместе со стулом. Без закадрового текста трудно было бы догадаться, что здесь рекламируют: умеющего сидя падать мужчину, электрический стул с автоматическим выбросом "клиента" или все же газету? Другой пример: в элегантной бильярдной ночного клуба двое респектабельных мужчин с глубокомысленным видом пьют газировку типа "Буратино". Может быть, вода и хорошая, но в такой обстановке она выглядит как-то неубедительно.
Неужели самим рекламодателям приятно смотреть на подобные "произведения искусства"? Вопрос риторический. Иначе они давно бы уже перестали жалеть деньги на рекламу. Признали бы, что профессионалы лучше их разбираются в рекламном бизнесе. И что оригинальность и нестандартные решения оценят и в провинции.
Наталья Беляева.