31-07-99
30 лет назад, 1 августа 1969 года, редактором газеты южноуральских железнодорожников "Призыв" был назначен Петр Николаевич Евстифейкин.
Творчество. Мы с Петром знакомы 38 лет. Специально за его публикациями не следил - читал то, что вызывало общественный резонанс. А буквально на днях он передал мне толстенную папку с "творческим наследием".
Любопытно сопоставить первые опусы кондуктора поездов о своей профессии, размышления члена райкома комсомола о судьбах молодых людей, обстоятельный анализ специалиста-железнодорожника на страницах республиканской газеты аварии на станции Каменская... А рядом абсолютно негазетный материал - выступление главного редактора "Призыва" на коллегии МПС. Невооруженным глазом видно то, что объединяет их - знание проблемы и высокая степень неравнодушия. Вот цитата из письма министра путей сообщения своим заместителям, начальникам управлений, всем начальникам железных дорог, всем редакциям дорожных газет: "Прошу внимательно изучить этот материал (стенограмму выступления Евстифейкина на коллегии - Ю.Е.), указывающий пути дальнейшего совершенствования отраслевой печати, решения соответствующих проблем".
Диагноз. Абсолютно согласен с теми, кто утверждает, что нельзя жить только работой. Но что поделать, если такие люди есть. Когда обитал рядом с редакцией "Призыва", рано утром и поздно вечером, в будни и выходные видел Петра в окне кабинета. Редактором он стал быстро, нужны были знания и опыт... А где их приобрести, как не в деле?
- Петр, о тебе коллеги отзываются как о человеке жестком, очень требовательном. Говорят, немало талантливых ребят покинули редакцию из-за твоего прессинга.
- Знаю, - ответил он, - и переживаю об этом. Но не могу позволить разгильдяйства, вольности. Ты же знаешь цену печатного слова. А железная дорога - это организация с полувоенной дисциплиной.
Мы начали перечислять фамилии прежних и нынешних журналистов "Челябки", прошедших школу "Призыва": Нина Малева, Лида Панфилова, Ира Горбунова...
- Да, со мной тяжело, - оживился Петр. - Но ведь говорят и то, что если в "Призыве" поработал, то может работать в любой редакции.
Евстифейкин "болен" своей газетой. Однажды молодые коллеги упрекнули его, что, пользуясь властью, он кромсает чужие материалы по живому. Мол, попробовал бы сам написать - понял бы, что за труд. Конечно, можно было бы отослать молодых к подшивкам газеты - читайте. Но редактор... взялся за перо. В результате родился большой цикл материалов на главную железнодорожную тему - безопасность движения. Резонанс на дороге был заметный, но для Петра главной была реакция в своем коллективе: признали его перо первым.
Кстати, за последние шестнадцать лет он лишь однажды был в отпуске. Из положенных тридцати с лишним дней отдыха выдержал двадцать два и вышел на работу.
Газета. Из семнадцати дорожных газет страны "Призыв" - один из лучших. Стал еженедельником, выходит на двенадцати полосах, распространяется в восьми областях России и за рубежом (Петропавловское отделение ЮУЖД на территории Северного Казахстана). Тираж "Призыва" - свыше 32000 экземпляров. По нынешним временам - огромный. Значит, газета нужна людям.
Юрий ЕМЕЛЬЯНОВ.