31-08-01


Без учителя нет страны

Губернатор - о стратегии образования

Образование и все, что с ним связано, является стратегическим приоритетом, точкой роста любой нормальной страны. Именно опережающее развитие образования способно сформировать инвестиционную привлекательность региона, обеспечить кардинальный технологический прорыв.

Но наши учителя бессильны против политических бурь. Эксплуатируя учительские знания, политики нередко могут свести на нет все усилия педагогов. Тогда вместо веры приходят неверие, бездуховность, отчаяние, признаки чего мы наблюдали последние десять лет.

Плохо, когда образовательный процесс ограничен идеологией, догматизмом. Еще хуже, если он вообще брошен на произвол судьбы и не погиб только благодаря традиции и подвигу учительства.

За десять лет в образовании потеряно не меньше, чем в экономике, а потери в экономике страны в три раза превышают производственные потери в годы Великой Отечественной войны! Только в нашей области, начиная с 1993 и по 1997 год, объемы промышленного производства ежегодно падали до 30 процентов.

Тем не менее кризисные явления затихают. Третий год идет рост производства. За последние два с половиной года в нашей области объемы производства возросли на 37 процентов, а объем доходов увеличился в 1,5 раза.

С повестки дня уходят вопросы задержек пенсий, пособий, зарплаты, хотя жить еще очень трудно. Надо еще несколько лет, чтобы восстановить дореформенный уровень благосостояния людей, потенциал реального сектора экономики. А потом идти дальше.

Уже сегодня у нас есть возможность приступить к оздоровлению и мягкому реформированию социальной сферы, медицины и образования. Образование должно сегодня быть первым. Уровень образования определяет и текущее состояние, и будущность государства.

Если задуматься над тем, почему жестокий каток реформ не в такой степени, как в других регионах, разрушил потенциал нашей области, ответ может быть и таким: мы сохранили образовательный потенциал области. Начиная с 1997 года бюджетные ассигнования на образование уже не сокращались, а росли на 10-15 процентов в год.

За эти годы построено более 30 новых школ. По развитию образовательной сети, потенциалу, качеству обучения, количеству студентов, практически по всем другим образовательным параметрам Челябинская область входит в первую пятерку регионов Российской Федерации.

Удалось остановить распад и стабилизировать положение в системе дошкольного и среднего профессионального образования. Началась компьютеризация школ, в которую, помимо области, свой вклад вносят такие предприятия, как ММК, "Мечел", "Магнезит", предприниматели, бизнесмены.

Приведу только несколько цифр. Если в целом по России начальное профессиональное образование компьютеризовано на 12 процентов, то в нашей области - на 64. В России 62 процента школ имеют компьютеры, в нашей области - 68.

Значительное внимание системе образования уделяется на местах, главами городов и районов. Несмотря на трудности, много сделано в плане взаимодействия и поддержки школьного образования в Челябинске, Магнитогорске, Сатке, Южноуральске, Трехгорном, Снежинске, Копейске, Пласте, Агаповском, Увельском, Кизильском, Нагайбакском районах.

Искренне благодарю всех, кто приложил огромные усилия для сохранения и восстановления системы образования в нашей области. И, конечно же, низкий поклон учителям школ, преподавателям училищ, лицеев, техникумов и вузов, всем, кто воспитывает и учит детей.

Однако нельзя не признать, что общероссийский образовательный кризис не обошел нас стороной. Государство - это единый общественный, социальный, экономический организм. Перед системой образования области стоят те же проблемы, как в других регионах.

Что мы по-крупному потеряли за эти годы? Регулирующую роль государства в формировании и проведении образовательной политики. Мы потеряли относительно высокий уровень и приоритетность материально-технического и финансового обеспечения, доступность образования. К большому сожалению, оказался принижен социальный статус учителя.

Последствия таких потерь могут быть катастрофическими для страны. Наркотики, молодежная преступность, нигилизм, низкое нравственное и патриотическое сознание - вот что уже имеем и будем иметь, если всерьез не возьмемся за исправление ситуации.

Новая образовательная доктрина, принятая государством три года назад, во многом декларативна. Концептуально она мало учитывает реальное состояние общества, более того - она не проецируется до уровня региональных проблем.

Процессы, происходящие в образовательной среде, во многом определяются политикой федеральной власти. Очень важно, что по инициативе Президента России В.В. Путина заседание Государственного совета РФ 29 августа 2001 года посвящено именно проблемам образования.

Последнее десятилетие реформ, как никогда остро, сформулировало задачу формирования в субъектах Федерации единого образовательного пространства, реализации региональной политики в области образования.

Четкое понимание этих проблем есть и в правительстве, и в Законодательном собрании нашей области.

Большие надежды возлагаются на программы модернизации образования, предложенные правительством страны и рабочей группой президиума Госсовета. В документах к заседанию Госсовета речь идет о ключевых проблемах образования, о восстановлении роли государства в образовательной политике, повышении статуса учителя и улучшении системы оплаты труда.

Мы поддерживаем эти меры. Но они должны быть оформлены законодательно, через принятие соответствующих федеральных законов и указов президента. Мы имеем на сегодня собственные предложения и готовы передать их президенту, в правительство и Государственный совет Российской Федерации.

Трудно, медленно, но позитивный поворот в сторону учительства начинается. В области разработаны и реализуются программы развития дошкольного и общего образования, поддержки сельской школы, выделение школьных автобусов. Только за минувший 2000 год было закуплено и установлено 200 суперсовременных компьютерных классов. В текущем году еще 131 класс будет установлен в сельских школах. На 45 автобусов увеличится школьный автопарк.

Но сегодня речь идет не только о формировании прочной материальной базы. Мы открыто говорим о создании единой программы развития образования нашей области. Определена стратегия областной программы. Наша региональная система образования должна и будет базироваться на лучших традициях советской и российской школы.

Надеюсь, что стратегия восстановления единства образовательного и воспитательного процесса получит ощутимую поддержку со стороны педагогической общественности области.

Что мы получили, разорвав это единство? Дети, юноши и девушки, усваивая науки, получая знания, лишаются главного, а именно: нравственных, общественных, межличностных основ жизни. Им становится безразличным опыт отцов, безразлична страна, ее история, которая к тому же искажается.

Уверен, что не с благой целью насаждался за последние десять лет этот разрыв, потому что ни в одной стране образовательная система не дистанцировалась от воспитательного процесса, как нам пытаются объяснить многие так называемые "реформаторы". Занятия в западных школах, например, суть неразрывно связаны с формированием личности гражданина, патриота страны. Никто там и не думает оспорить подобный подход.

Почему же нам нельзя культивировать в школе свои ценности, идеи патриотизма? Общая наша задача - усиливать социальную, общественную, а значит - воспитательную функцию школы и всех наших образовательных учреждений.

Особое внимание областная исполнительная власть уделяет и будет уделять проблемам дошкольного образования. Потеряв в период 1991-1996 гг. более 600 детских садов, мы каждый день теряем в воспитании детей. Да, в нашей области охват детей дошкольным образованием на 15 процентов выше, чем в среднем по России. Но надо идти дальше.

Мною дано поручение предусмотреть в бюджете 2002 года средства на освоение пустующих мест в действующих детсадах. Примерно 25 тысяч детей из многодетных и малообеспеченных семей впервые пойдут в дошкольные учреждения.

Принято решение до выхода документов президента и Правительства РФ о повышении оплаты труда выделить 170 миллионов рублей на социальную помощь работникам областных и муниципальных бюджетных учреждений. Почти 212 тысяч человек получат ежемесячно 200 рублей к своей заработной плате.

Дано поручение о подготовке мероприятий по улучшению воспитательной работы с учетом установления персональных надбавок за классное руководство, выделения средств на дополнительные ставки для тренеров спортивных секций и кружков, приобретение спортивного инвентаря.

Нет смысла возвращать спортивные секции, разные кружки и клубы снова в подвалы, из которых их в свое время вытеснили коммерсанты. Для детей во внеурочное время надо открыть двери школ, училищ, техникумов, вузов, использовать имеющуюся материально-техническую базу, спортивные залы, которые зачастую пустуют. Мы будем платить зарплату тренерам, готовым заниматься с детьми, пусть это будут даже студенты вузов.

Ключевая проблема - восстановить базовые конституционные гарантии доступности и бесплатности образования в рамках государственных образовательных стандартов. Система образования не должна культивировать социальное расслоение.

Мы уже третий год пытаемся решать эту проблему, в том числе посредством целевого губернаторского набора молодежи из малых городов и сельских населенных пунктов. Только в этом году по этому набору принято 536 человек.

В прошедшем году областной бюджет более чем на 40 миллионов рублей поддержал нашу высшую школу. В октябре этого года за счет средств области будет сдан первый студенческий дом.

Но проблема лежит глубже. Одному бюджету сейчас с ней не справиться. Поэтому со следующего года правительство области будет стимулировать возрождение отраслевых, заводских, меценатских целевых наборов студентов в высшие учебные заведения. Уже сейчас многим кадры остро нужны. Поэтому заинтересованные структуры должны вкладывать в их подготовку и средства, и ресурсы.

Надо отметить, что все большее количество руководителей предприятий области отходит от равнодушно-потребительского отношения к проблемам образования. Очень важно, чтобы попечительские советы, восстановление шефских связей, организация учебной и производственной практики стали реальным фактором подготовки классных специалистов для науки, образования и производства.

Речь идет об инвестировании средств на образование не только государством и самим обучающимся, их родителями, но и юридическими лицами, частными банками, предприятиями, предпринимателями, бизнесменами. Эти меры должны сочетаться с теми шагами, которые сейчас предпринимаются в плане закрепления выпускников высших учебных заведений на производстве, в том числе на селе, повышения их социальной ответственности за полученное образование, его отдачу.

В следующем году правительство области будет проводить несколько иную политику финансовой и материально-технической поддержки системы среднего образования. Будет ограничен перечень строительства новых объектов, а высвобожденные ресурсы направим на ремонт и реконструкцию школ, спортивных сооружений, на обновление мебели, учебного оборудования, дидактического материала. Все это кардинально не менялось вот уже двадцать лет, а "на дворе" компьютерный век. Здесь должна заработать конкретная, последовательная областная программа.

Особого внимания требует к себе сельская школа. Правительство области отдельно рассмотрит весь комплекс вопросов, связанных с ней, поскольку здесь предстоит инвентаризация всей системы, решение проблемы наполняемости и материально-технического обеспечения.

Но при этом мы не будем рассматривать объемы финансирования в зависимости от уровня укомплектования школы. Это легче всего сделать. Условно "высвободившиеся" средства будут направлены на улучшение воспитательной работы, обеспечение положенных сельскому учителю льгот, строительство жилья и обустройство быта.

Много конкретных предложений прозвучало с трибуны августовского совещания. Важно, чтобы все добрые мысли, идеи, которые были озвучены, реализовались в конкретные дела. И здесь нам всем, начиная от правительства области и заканчивая муниципальным образованием, от начальника управления, директора школы до конкретного педагога, предстоит сложная, интересная работа.

Большая роль, как уже говорил, отводится главам городов и районов, руководителям предприятий, общественным организациям. Из 3 тысяч образовательных учреждений области только около 250 являются федеральными или областными. 90 процентов учреждений - муниципальные. И от совместных усилий, совместной работы с педагогической общественностью во многом будет зависеть эффективность мер, связанных с мягким реформированием образования в нашей области.

Не правы те, кто утверждает, что система образования - затратная сфера. Это не так. Вложения в образование - это самые выгодные вложения.

Это вложение капитала в будущее страны, в ее экономический и социальный прогресс. Именно из этого будет исходить правительство области, определяя образование как главный приоритет своей деятельности.

Через несколько дней начнется новый учебный год в учреждениях образования нашей области и страны в целом. От всей души поздравляю педагогов, учеников и их родителей, всех с наступающим Днем знаний, желаю вам крепкого здоровья, большого терпения и радостных минут встречи с учениками!

Неправда, что слово "учитель" уже не звучит гордо, что ему уже больше не поклоняются.

Имя учителя было, есть и всегда будет на высоте, в нашем сердце, в нашем сознании. Без учителя нет страны, нет народа, нет детства и нет будущего!

Петр СУМИН, губернатор Челябинской области