31-08-05
Алена ЛАТМАРИНА
Челябинск
Проезжая по главным улицам, гости Челябинска восхищаются чистотой и порядком. Если бы они заглянули во дворы, их восторги бы поутихли. Замусоренные газоны, полные контейнеры, обрывки бумаги, пакетов, неприятный запах в жару - эта картина, к сожалению, характерна для нашего мегаполиса. Она усугубляется отсутствием единой системы уборки и вывоза мусора.
Проблема возникла не сегодня. В 1915 году тогдашняя городская Дума создала ассенизационный обоз. Позже он был преобразован в коммунальный трест, а затем - в специализированную автобазу. И, наконец, в 1994 году - в АО "Челябспецтранс". Компания "перерабатывала" в год около четырех миллионов кубометров мусора. Ее работники также ремонтировали дороги, перевозили грузы, ловили бродячих животных, откачивали фекалии, сточные и грунтовые воды. С приходом новой власти над Челябспецтрансом начали сгущаться тучи.
Сначала в антимонопольный комитет поступила жалоба от ЧГТРК на неоправданное завышение цен - 150 рублей за кубометр, монополизм и сговор с другими организациями. По данным экспертов-антимонополистов, в начале 2005 года компания занимала 65 процентов рынка. Тем не менее претензию сняли. Однако в администрацию города была направлена рекомендация по совершенствованию системы вывоза и захоронения отходов.
Уже несколько месяцев Челяб-спецтранс занимается разовыми заказами, а областной центр никак не может совладать с мусором. Источник в городских структурах, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что все организации, с которыми сотрудничал Челябспецтранс, сейчас разрывают с ним договоры. Причем делается это по принуждению "сверху". Говорят, городское руководство объясняет это необходимостью создания конкурентной среды. Теоретически с этим трудно не согласиться. Но ведь среда возникает не по волевому указанию сверху.
Директор АО "Челябспецтранс" Анатолий Чевардин отказался комментировать ситуацию "Челябинскому рабочему". Он лишь сообщил, что на предприятии трудились 536 человек, сейчас примерно 40 процентов из них - безработные.
Особенно много жалоб вызывает состояние дворов в Ленинском районе. Если главные улицы, Гагарина и Дзержинского, содержатся в относительном порядке, то зайти в тот или иной двор бывает просто противно. Жалобы жильцов не достигают цели. Не лучше и в других районах.
Полная мусорка, особенно в летнее время, - "кормушка" для крыс, первых разносчиков всевозможных инфекций. Санитарные нормы обязывают вывозить мусор ежедневно. В территориальном отделе Роспотребнадзора нас заверили: ситуация постоянно контролируется. Но всем понятно, что только бюрократической опекой город от мусора не избавишь. Необходимы умелые экономические и управленческие меры.
Наши собеседники в МУП "Управление благоустройства" согласились, что картина действительно безрадостная. АО "Челябспец-транс" создавалось десятки лет, а сейчас разрушается. Эта неразбериха сказалась, когда город готовился к встрече президента Башкортостана: на наведение настоящего порядка просто не хватило сил. Сейчас лучшим районом считается Металлургический, где за чистотой следят предприятия. Но жители ЧМЗ узнают о таком лидерстве с удивлением...
В Челябинске уже не один месяц идет речь о закупке семи-восьми уборочных машин, но, если разобраться, это капля в море. Для сравнения: из ворот Челябспец-транса ежедневно, вернее еженощно, выезжали две бригады по 10-11 тракторов с поливальными машинами. Пока спасает погода, часть грязи смывают дожди.
Сейчас уборкой Челябинска занимаются ДРСЭУ, ЧелСИ (Челябстройиндустрия), Челябмассервис, Челябспецтранс. Две трети городской территории обслуживает ДРСЭУ - Ленинский, Советский районы и центральные улицы. Для них администрация выделила 15 миллионов на новую технику. Остальные организации будут приобретать ее за свой счет.
Позицию городской администрации прокомментировала ее пресс-служба. По словам начальника управления по связям со СМИ Светланы Дорониной, к работе Челябспецтранса у мэрии возникли серьезные претензии, что и побудило ее пересмотреть прежние отношения с этим АО. Монополизм, каковой сложился в областном центре в сфере наведения порядка и вывоза бытового мусора, отнюдь не на руку городу и его жителям. Как неоднократно заявлял мэр Михаил Юревич, среди частных предприятий, готовых взяться за уборку городской территории (а Челябспецтранс - тоже частное предприятие), в ближайшее время будет проведен тендер. Те его участники, которые предложат наиболее выгодные в финансовом и организационном отношении условия, окажутся победителями, получат от мэрии "мандат доверия". Это будет своего рода муниципальный заказ, поскольку работа по поддержанию городских территорий в надлежащем виде оплачивается бюджетными средствами.
Кроме того, в начале сентября Челябинск должен получить новую современную уборочную технику, так называемые машины-пылесосы, способные быстро и эффективно удалять грязь с обочин дорог. Опробованы они будут сразу после их прибытия, чтобы свой день рождения город встретил более чистым и ухоженным.