31-10-01


За что же будут платить автомобилисты?

До сих пор нет четкого ответа, на какие цели пойдут средства, собранные с "частников"

Екатерина МИНЕЕВА Челябинск

В номерах за 28 сентября, 4, 9, 11 и 16 октября "Челябинский рабочий" рассказывал о том, что Законодательное собрание области (ЗСО) с подачи главного управления дорожного хозяйства области приняло закон, предусматривающий новую ставку налога с владельцев транспортных средств. Мы пытались понять, какой логикой руководствовались власти, когда, не сумев собрать налог на пользователей автомобильных дорог, решили залезть в карман каждого из нас с новым побором. Пытались понять, почему так робко ведут себя налоговые органы. И главное - на что конкретно будут направлены деньги, собранные с помощью нового областного закона. В ЗСО наши материалы прочитали и "отреагировали" по-своему.

Депутаты читают и на ус не мотают

На своем последнем заседании, прошедшем в минувший четверг, Законодательное собрание области приняло в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий новую ставку налога с владельцев транспортных средств.

Она увеличена втрое для владельцев легковых автомобилей и вдвое - для грузовых. Отдельно голосовалось предложение депутата С. Мительмана, который считал необходимым сохранить в будущем году ныне действующую ставку для автотранспортных предприятий, основным видом деятельности которых являются транспортные перевозки. Народные избранники высказались против такого послабления, посчитав, что оно побудит крупные предприятия выделять свои автохозяйства в самостоятельные организации, чтобы пользоваться "льготным" налоговым режимом.

Между тем тема нового областного дорожного налога вызвала небывалый читательский интерес. В ходе нашей акции этому были посвящены каждый второй звонок в редакцию и каждое второе письмо. Автолюбители горячились, возмущались, спорили, предлагали новые варианты пополнения дорожного фонда. И за все это время не было ни одного письма и ни одного звонка, поддерживающего или одобряющего инициативу депутатов Законодательного собрания.

Казалось бы, из-за чего копья ломать - повышение ставок большинство автовладельцев "без средств к существованию" не оставит, и на фоне постоянного роста тарифов естественных монополий выглядит чуть ли не невинно. Ларчик открывается просто. Мы разуверились в том, что денежные средства идут именно на улучшение дорог. Нам кажется несправедливым механизм взимания дорожного налога. Но главное - власти оскорбительно и привычно продолжают решать все проблемы за наш счет.

Больше ездишь - больше плати

Заместитель начальника ГУВД области, доктор юридических наук, генерал-майор Владимир Майоров считает, что существующий механизм сбора дорожного налога - классическая телега, запряженная впереди лошади.

- Дорожный налог подразумевает плату за пользование дорогами, - говорит Владимир Иванович. - Тогда почему пенсионер, использующий автомобиль, чтобы два раза в неделю съездить в сад, и человек, круглые сутки развозящий на такой же машине товары по торговым точкам, должны платить одинаково?

Во многих странах дорожный налог заложен в стоимость горюче-смазочных материалов. Не вижу причины, по которой то же самое невозможно сделать у нас. Допустим, поднять стоимость литра топлива на пять копеек. И оговорить: эти пять копеек бензозаправка перечисляет в дорожный фонд.

Сейчас владелец вазовской "девятки" платит 219 рублей в год - 60 копеек в день. Если мы заложим дорожный налог в цену топлива, то интенсивно эксплуатирующий автомобиль и дороги гражданин в день заплатит рубль. А пенсионер - рубль в неделю.

Выиграют все: и дорожный фонд, и автовладельцы, и контролирующие органы. Дорожный фонд получит куда больше денег, и, что самое главное, - это будут реальные и регулярные поступления. Автовладельцам куда проще платить копейки ежедневно, чем большую сумму единовременно. Пенсионеры перестанут оплачивать разъезды бизнесменов. И прекратится, наконец, противоречие, в которое на сегодняшний день система сбора налога вступает с действующим законодательством. Ведь сейчас сбор дорожного налога контролирует ГИБДД - служба, которая не подотчетна налоговой инспекции. У МВД, поверьте, и своих проблем хватает.

Раз мы говорим про демократическое государство, давайте спросим у народа, что ему кажется более выгодным и справедливым.

Письмо старого автомобилиста

Я имею машину и пользуюсь ею только в экстренном случае - привезти в сад семена, посадить и убрать урожай, увезти его в гараж, в погреб. И многие мои товарищи делают это так же "часто". Мы и так проходим каждый год комиссию, платим в ГИБДД за техосмотр. За лекарства тоже надо платить, за квартиру, нужно одеваться, кушать. Все очень дорого. Но неужели мы своим трудом во время и после войны не заработали скидки? Ведь нам уже по 73 года...

Александр Васильевич Попов, г. Коркино

Ответ налоговой полиции

Напомним: одна из причин повышения дорожного налога с "частников" - дорожному фонду крупно задолжали предприятия области. Речь идет о пяти миллиардах рублей, и даже если все "частники" области в ударном порядке начнут выкладывать денежки, дороги это не спасет. В 2002 году с физических лиц планируется собрать всего 273 миллиона рублей. Как сказал начальник главного управления дорожного хозяйства области Валерий Шопов в интервью "Челябинскому рабочему" ("Есть ли логика в налоге", 16 октября), "проблемы дорожного строительства эти поступления не решают". Деньги намечается пустить "на содержание автомагистралей". В этом же интервью Валерий Шопов упрекнул налоговые органы в том, что они "не могут изменить ситуацию". Ранее "Челябинский рабочий" также задался вопросом: почему к работе по погашению долгов в областной дорожный фонд не привлекаются сотрудники налоговой полиции? На днях мы получили ответ из налоговой полиции.

"Налоговая полиция в равной степени реагирует на все известные ей факты уклонения от уплаты налогов, касается ли это налога на пользователей автомобильных дорог либо любого другого налога. Никаких приоритетов в работе здесь нет. Другое дело, что ни о каком "выбивании" задолженностей речи быть не может. В арсенале у полицейских находится достаточно законных методов воздействия на злостных "уклонистов".

Работа с налогоплательщиками, "забывающими" о существовании налога на пользователей автомобильных дорог, ведется по нескольким направлениям. После получения из главного управления дорожного хозяйства области сведений об "уклонистах" налоговые полицейские направляют им официальные предостережения о необходимости погашения задолженностей. Только за последние полтора года после подобных напоминаний руководители предприятий выплатили в дорожный фонд 65 миллионов рублей. Следующим этапом в действиях налоговых полицейских становится проведение документальных проверок финансово-хозяйственной деятельности на продолжающих уклоняться от выплаты долгов предприятиях. В 2000-2001 годах по результатам этих мероприятий только в дорожный фонд области должники доплатили свыше 440 миллионов рублей. Если и после проведения проверки руководитель предприятия продолжает "не замечать" своих долгов - решается вопрос о привлечении его к уголовной ответственности. Однако назвать точную цифру уголовных дел, по материалам которых проходит уклонение от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, невозможно. Дело в том, что чаще всего в "черный список" у руководителей предприятий попадает не только один этот налог, но и все остальные отчисления в бюджет и внебюджетные фонды. Всего же за девять месяцев текущего года сотрудниками УФСНП по Челябинской области возбуждено 178 уголовных дел по фактам уклонения от уплаты налогов с организаций.

Вячеслав КОВАЛЕВ,

пресс-служба управления Федеральной службы налоговой полиции по Челябинской области

P.S. Заканчивая акцию "Дорожный налог: быть или не быть?", "Челябинский рабочий" планирует через определенное время вернуться к этой "вечной" для России теме.