31-10-02


Потенциально опасны

Рядом с нами живут психически больные люди, в воспаленном мозгу которых вспыхивают чудовищные желания

Анатолий ЛЕТЯГИН

Увельский район

Село вздрогнуло от ужаса

Несколько дней назад в селе Красном случилось происшествие, слух о котором мгновенно облетел всю округу. Средь бела дня зарезали Галину Г. Безжалостная рука убийцы располосовала ей горло. Преступника искали недолго.

- Было известно, что у погибшей есть давний сожитель Николай Ч., - рассказывает старший следователь Увельской прокуратуры Рустам Аминов. - На него и пало подозрение, потому что у этого человека нарушена психика. Родители Николая рассказали, что сын пришел к ним, перепачканный кровью, с ножом в руках. С отчаянием приговаривал: "Что же я наделал?! Что же я наделал?!" Пытался этим ножом резать себе вены рук, шею. А затем умылся, переоделся и ушел. В ходе осмотра родительского дома на калитке нашли пятна, похожие на кровь. Николая задержали в соседнем поселке Красногорский, допросили. Он признался, что зарезал свою сожительницу из-за ревности. Галина якобы ему объявила, что хочет наладить совместную жизнь с другим мужчиной.

- Установлено, что Николай Ч. был трезв. Момента совершения преступления, как он утверждает, не помнит.

Прокуратура возбудила уголовное дело. Николай Ч. находится на стационарном обследовании в судебно-психиатрическом учреждении. Признают здоровым - суд назначит соответствующую меру наказания. Установят, что невменяем, - будут лечить принудительно, до полного излечения.

Жители села рассказывают, что Николай всегда был непредсказуемым человеком, с большими странностями.

- Установлено, что ранее он совершил дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом и отбывал срок наказания, - говорит Рустам Аминов. - Восемь лет назад Николай был сильно избит, ему делали трепанацию черепа, после чего и начались периодические обострения в поведении.

Опасные спектакли

Поведение 46-летнего Николая, по свидетельству соседей, порой было более чем странным. То вдруг начнет по снегу бегать босиком, то лаять по-собачьи. Не каждый понимал, что происходит с человеком: то ли приступ болезни, то ли обычная придурь. Но это было самым безобидным из его "спектаклей". Часто он был агрессивен. По данным следствия, нападал на родителей, грозился убить сожительницу, ее взрослого сына от первого мужа, угрожал расправиться с главой сельсовета. Ее он, видимо, невзлюбил потому, что пыталась оградить сельчан от возможной беды. Глава Красносельской территории Мария Костяева и многие местные видели, что этот человек болен, его необходимо изолировать от людей.

Минувшим летом в Красноселке случился пожар - у одного из жителей сгорело сено. Свидетели показали, что сено подпалил Николай Ч., его видели рядом в момент загорания. Дело дошло до милиции, но когда стали вести расследование, свидетели вдруг отказались от своих прежних показаний. Не был изолирован Николай и после того, как бегал за соседом с топором в руках. Жалостливый сосед поменял свои показания на противоположные.

Почему больного человека не изолировали от нормальных людей? Странно: это пыталась сделать глава сельсовета, но не врачи-специалисты. Она возила Николая в Троицкую психоневрологическую больницу.

- На принудительное лечение врач не давал направление, говорил, что незачем лечить нормального человека, - рассказывает Мария Федоровна. - Поэтому вынуждена была сама возить его к психиатрам.

- И каков результат?

- Таблетками напичкают и домой отправят: мол, не опасен. Я не успею доехать до своего села, а он уже дома гуляет. Вот и дождались.

Между прочим, и погибшая Галина Г. утверждала, что сожитель угрожает расправой, просила милицию оградить ее от него. Но что значат в таких случаях словесные угрозы, кого за них наказали? n

Мнение прокурора Увельского района Виктора БАЛЫШЕВА:

- Конечно, нужна профилактика. Сегодня человек угрожает словесно, а завтра он возьмет в руки нож и осуществит угрозу. Но наши законы сформулированы так, что за угрозы, если за ними не следует действий, милиция наказывать человека не станет. Особенно большая проблема с психически больными и неуравновешенными людьми. Определить степень опасности для окружающих, исходящей от "проблемного" человека, должны врачи-специалисты. А у нас проблема решается так: "Буйный - опасен, тихий - безвредный". Но и явно опасный, каким представлялся красносельцам их односельчанин, не был изолирован для принудительного лечения.

Мнение врача-психиатра Южноуральской горбольницы Александра ДМИТРИЕВА:

- Изолировать от общества психически больного человека, чтобы применить к нему принудительное лечение, можно в разных случаях. Если он, скажем, неоднократно хватался за нож, угрожая кому-то. Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании позволяет таких людей изолировать, если об этом, даже устно, просили родственники и ситуацию знает работник милиции, участковый. Надо иметь в виду, что психическое состояние человека постоянно меняется. Степень угрозы можно определить и в момент агрессии, и при спокойном состоянии больного. А необходимость применения принудительного лечения может определить специальная экспертиза.