31-10-03


Уральский "вездеезд"

Вчера на ЧТЗ завершены испытания пятидверной "Нивы" на гусеничном ходу

Михаил ПИНКУС

Челябинск

"Переобутая" Нива, проявила чудеса проворности. Несмотря на то, что испытания проходили на скользкой и гулкой (с железным покрытием) тракторной площадке ЧТЗ, "Метелица", как окрестили детище конструкторы "Челябтрака", начала выписывать настолько изящные круги вблизи своих тяжелых "родственников", что преимущество гусеничного хода перед колесным не вызывало никаких сомнений. Особенно захватывающе смотрелись молниеносные повороты и развороты на месте. Раскрутившись в одной точке на манер снежного столба (не иначе, отсюда и возникло поэтическое название вездехода), только ледяная крошка полетела, "Метелица" нарисовала своими траками на припорошенной снегом площадке ровный, будто по циркулю, круг. Причем за рулем в этот момент сидел не опытный водитель-испытатель, а обычный автолюбитель, генеральный директор ЗАО "Челябтрак" Владимир Мальцев. Он же - автор изобретения. Он же - руководитель проекта, в реализации которого приняли участие и другие профильные производства ЧТЗ: завод инженерных машин (директор Геннадий Касаткин), прессосварочный завод (директор Василий Дубовик). Решение открыть новое производство поддержало и руководство ЧТЗ.

Идея поставить легковушку на резинометаллические гусеницы пришла к В. Мальцеву несколько лет назад, когда довелось посмотреть на работу спасателей, пробивавшихся к упавшему в горах вертолету по грудь в снегу. "Их самих впору спасать", - подумалось тогда. И захотелось сделать легкий гусеничный автомобиль, одинаково хорошо бегающий по снежной целине, болотам, а если надо, то и преодолевающий водные препятствия.

Первый опытный образец "Метелицы" получился тяжеловатым и громоздким. А потому разгонялся только до 60 километров в час. Пришлось работать над облегчением конструкции гусеничного модуля и блока управления. Сегодня, несмотря на внешнюю неказистость, "Метелица" - очень маневренная и легкая машина. Гусеничный модуль весит 700 килограммов. Сама "Нива" - 1300 килограммов. Таким образом, вес пятидверной гусеничной "Нивы" с полной нагрузкой не превышает двух с половиной тонн. Она может перевозиться в кузове обычного грузовика или доставляться к месту "несения службы" вертолетом. А разгоняется машина по снегу и бездорожью до скорости 80 километров в час.

Изюминка изобретения челябинских тракторостроителей - в простоте ее реализации. Сконструирован трансформер: "переобуть" "Ниву", сделав из колесного автомобиля гусеничный вездеход, можно всего за два-три часа. Для этого, по фигуральному выражению Владимира Мальцева, "требуется закрутить десять болтов" - установить блок управления (он размещается под крылом автомобиля), скинуть колеса и переставить "Ниву" на гусеничный модуль. Чтобы сделать вездеход еще и "вездеплавом", потребуется еще полчаса. Для этого на гусеничный модуль устанавливаются специальные понтоны. Для опытного образца их изготовили из тонкого листового железа. Однако по здравом размышлении от этой идеи отказались. Понтоны оказались тяжеловатыми (весом в 250 килограммов) и не очень надежными. Хоть они и разделены на четыре отсека переборками. А где гарантия, что при ударе о камень или ствол дерева не пострадает сразу пара отсеков? Решили изготовлять понтоны из пластика, наполняя его полипропиленовой массой. Такой понтон даже при получении механического повреждения будет надежно удерживать машину на плаву. А чтобы машина развивала неплохую скорость и на воде, один из приводов снабдили гребным винтом.

Тем, что получилось, живо заинтересовались в Сибири. Нижневартовская фирма "Экострой" уже сделала заказ на производство первой партии "Метелиц" - 10 вездеходов. С чертежами челябинского проекта сибиряки ознакомились еще полгода назад и сразу предложили изготовить для них "Метелицу" в сборе. Помощь Нижневартовска "Челябтраку", не получившему серьезной финансовой поддержки на местном уровне (по словам Владимира Мальцева, ее еще семь лет назад пообещал губернатор), оказалась очень своевременной. Вслед за опытным был изготовлен первый промышленный образец "Метелицы". Сегодня речь идет о запуске серийного производства. Спрос на вездеходы в стране, на две трети расположившейся в тяжелых климатических зонах, всегда был велик. И продолжает расти параллельно спросу на продукцию нефтяной и газовой отраслей. Более десяти сибирских предприятий уже проявили интерес к вездеходу "Челябтрака" и готовы вести переговоры о его приобретении. А значит, ставки тракторостроителей на производство легкового гусеничного вездехода себя оправдывают.

В перспективе на "Челябтраке" собираются открыть производство гусеничных УАЗов. Основа та же - гусеничный модуль собственной конструкции. Весь Север ездит на УАЗах. А мы пойдем на Север! n