31-10-03
Виктор РИСКИН
Верхний Уфалей
Вычеркнуты из списка
23 октября генеральный директор Уфалейского завода металлургического машиностроения (УЗММ) Анатолий Захаров дал интервью местной газете. Повод был: в термообрубном цехе запустили в работу пресс для пакетирования негабаритного лома. Событие для постороннего взгляда малозначительное, но для человека, знающего, каким завод был год назад, запуск пресса звучал увертюрой к революционно-технической симфонии. Однако полностью исполнить произведение, посвященное началу технического перевооружения, не получилось: В тот же день в корпункте "Челябинского рабочего" раздался звонок: "Приезжайте на собрание трудового коллектива: у нас хотят отобрать завод. Люди настроены решительно!"
Об этом заводе мы уже писали. Ровно год назад, спустя месяц после прихода новых собственников из Екатеринбурга. В заводской конторе стояла жуткая холодрыга: предприятие по уши погрязло в долгах перед газовиками-тепловиками. Стены кабинетов обшарпаны и пусты. Окна в грязных разводах, из мебели - потертые стулья и кособокие столы. Да что контора! Вы бы в цехах побывали! Вот где славно Мамай погулял. Только не кривой саблей вооруженный, а увесистой "бабой" и динамитом: чем другим можно разрушить до основания кирпичные кладки и поставить на попа искореженные тяжеленные станки?
Честно говоря, дал себе слово, что больше на этот завод ни ногой: уж больно тяжело было видеть в развалинах одно из старейших предприятий Урала. И уж вовсе не верилось, что екатеринбургские "варяги" вложат сюда свои капиталы. Скорее всего, доскребут крохи и отвалят. Но потом стали поступать сведения, что на заводе происходят перемены к лучшему. А когда запустили мартен в Нижнем Уфалее, то все поняли: пришли не "варяги", а настоящие хозяева. Еще бы: сталелитейное производство на Нижнем десять лет спало беспробудным сном и не было никаких надежд на пробуждение. И совсем уже прояснилось, когда комиссия при губернаторе вычеркнула УЗММ из списка проблемных предприятий.
И вот теперь этот тревожный звонок.
"Для него мы - быдло!"
С некоторой настороженностью поднимаемся на четвертый этаж, помня, как он выглядел год назад. Но что это! Лестницы с дубовыми перилами, в фойе, облицованном панелями, за журнальным столиком сидит элегантный молодой человек. Проверил наши документы и пригласил пройти в напичканную запорной электроникой дверь. А там - вполне современные кабинеты с кожаной мебелью, евроремонтом и прочими радостями преуспевающей жизни. Выходит, не сиюминутной выгоды ради приехали сюда наши "северные" соседи, а с самыми серьезными намерениями, коли вбухали немалые деньги в обустройство своего производственного быта:
Собрание, по словам присутствующих, произошло спонтанно. Мол, никто ничего заранее не готовил. Как утверждает директор по персоналу Владислав Запащиков, инициатива пришла снизу.
- Поводом к собранию, - говорит Владислав Низамович, - послужила ситуация, складывающаяся вокруг завода. После прихода команды новых менеджеров предприятие встало с колен и показалось привлекательным для прежних хозяев и некоторых городских чиновников.
В этом месте надо пояснить, что являет собой понятие "привлекательность". В июле прошлого года объем производства составил всего 5 миллионов 200 тысяч рублей. А за сентябрь этого года реализовано продукции уже на 50 миллионов. Средняя зарплата увеличилась с 1827 до 3322 рублей, то есть на 57 процентов. На полную мощность заработал кузнечно-прессовый цех и уже вышел на уровень полутора тысяч тонн поковок в месяц (а было 85 тонн!), задымили трубы мартенов на Нижнем участке, где трудятся почти 300 человек. Стабильно выдается заработная плата. Прежде же задолженность составляла восемь месяцев. Кстати, знаете, с чего начала новая команда? Она, только зайдя на завод, сразу погасила долги прошлых руководителей за два месяца. Остался долг в размере более 10 миллионов рублей. Как его вернуть? Этим вопросом и задался конкурсный управляющий ОАО "УЗММ" (у нового предприятия другое название - ООО "УЗММ") Евгений Артюх. Оказывается, на предприятии осталось имущество прежней команды в виде нескольких помещений и некоторого оборудования. Его и выставили на торги. Прежняя команда сразу выразила недовольство политикой Артюха. Деньги за первый же проданный лот в сумме 3,5 миллиона рублей он вознамерился потратить на частичное погашение долга по зарплате рабочим. Это не понравилось бывшим руководителям, и они потребовали сменить Артюха, мотивируя это тем, что долги надо вернуть им в размере 40 миллионов рублей и в первую очередь.
Такое противостояние прокомментировал на собрании газорезчик Сергей Козин.
- Плотникова (бывший собственник завода - В. Р.) мы хорошо знаем. Он в лицо нам говорил, что мы "быдло", что он хочет оторвать кусок от стола, который сначала полностью очистил. Также мы знаем и господина Мусабаева. Развалив одно предприятие, берется за другое. На его счету много заводов Уфалея, где благодаря ему ничего не работает. И как это он занимает пост заместителя главы администрации по промышленности?
Свою озабоченность высказал и конкурсный управляющий Евгений Артюх. По его словам, бывшие хозяева пытаются воспрепятствовать выплате долгов и отстранить его от должности. И добавил: "Местная администрация в лице Олега Мусабаева вместо оказания помощи в подъеме промышленности города вставляет палки в колеса".
- Плотников и его команда пользуются юридическими казусами нашего законодательства, - резюмировал Запащиков, - и втягивает нас в беспрерывную тяжбу. Артюх провел более 20 судебных исков. На собрании кредиторов старые собственники сумели, используя административный ресурс, сменить состав кредиторов. От него вошли от новой команды Кащенко, Артюх и: Плотников! Именно Плотников довел завод до ручки, положил на бок и теперь он снова встает у руля. Именно ему поручили выступить организатором отзыва Артюха перед арбитражным судом. Если получится, то он может разработать схему вывода имущества с завода и перевода его в какую-нибудь фирму-однодневку. То есть бывшие хотят оспорить законность сделки по передаче завода новым собственникам. А это значит, что коллектив вернется к той ситуации, из которой еле-еле выкарабкались.
Свое мнение высказал и член совета кредиторов Владимир Кащенко.
- Я не могу понять одно, как Плотников, который развалил такой крупный завод, а не мясную лавку, вдруг попадает в совет кредиторов и становится в нем первым лицом. Я очень прошу трудовой коллектив оказать нам помощь и вывести на чистую воду господ, которые развалили УЗММ, а теперь всем мешают работать.
Оградить от нападок
Долг завода перед коллективом в десять миллионов рублей - это реальность. Долг перед Плотниковым в сорок миллионов - искусственно созданный. Так утверждает начальник по охране труда Александр Тарасов. Тем не менее и те, и другие долги надо платить. Никто не оспаривает. Но всему свое время. Однако ждать никто не хочет: ни коллектив, ни Плотников: Предчувствую реакцию заводчан, которые увидят стоящую рядом с трудовым коллективом фамилию человека, вызывающую у них острую реакцию отторжения. Никто ни в городе, ни на заводе не может понять и объяснить себе, как человек, родившийся в Уфалее, так обошелся с земляками. Почему "варяги" дали им работу и заработок, а "свой" пытается всего этого лишить? Одним из показателей роста благополучия предприятия мои собеседники называют тот факт, что люди стали ходить в столовую. Да, да, раньше не ходили, носили "тормозки". Причина одна - не на что было есть. А теперь ходят и даже очереди выстаивают. А ведь обеды не самые дешевые - порядка 25 рублей. Сюда можно добавить путевки в профилакторий, праздники, которые хочется отмечать. Словом, все то, что называется нормальной жизнью. И когда все это собираются отнять, то поневоле рождается протест.
Вот почему несколько необычно выглядит решение собрания. Помимо принятия обращений к губернатору, арбитражному суду, прокурору города и главе администрации поступило предложение "оказать помощь администрации завода в отражении нападок со стороны недоброжелателей". В число недоброжелателей собрание отнесло не только прежних хозяев: Некоторые выступающие, например технический директор Евгений Рольгейзер, высказывались по поводу заместителя главы города Олега Мусабаева, который стоит на стороне прежних владельцев. Люди спрашивают: действует Мусабаев по своей инициативе или с подачи главы города Юрия Абдурахимова? Если по своей, то чиновник не может совмещать госдеятельность с частной практикой. Если с подачи, то это в чистом виде административный ресурс, включенный в спор между собственниками. Будем надеяться, что Юрий Васильевич, как доктор экономических наук, как глава, наконец, даст оценку затянувшимся и не очень внятным распрям, отрицательно влияющим на развитие завода. Вот такой административный ресурс будет понятен и поддержан. n