31-10-03


Символы Аркаима

Художник рассказывает, каким он увидел город ариев

Михаил ФОНОТОВ

Челябинск

Передо мной сидит художник Александр Разбойников. Между нами на столе - его произведение. Я хочу рассмотреть его вместе с автором.

Считается, что художники не любят говорить о своих произведениях, переводить их с языка линий и красок на "язык слов", а когда их просят объяснить, растолковать свою картину, они даже обижаются и отмахиваются: "Мной все уже сказано, добавить нечего". Художники предпочитают бессловесный диалог со зрителем, бессловесный обмен чувствами.

Но я прошу Александра Разбойникова поговорить со мной - и он, спасибо, согласился. Мы будем разговаривать по поводу одной его работы, при этом я имею в виду, что и ты, мой читатель, можешь присоединиться к нам.

Итак, перед нами - "Уральская Огневушка".

- Александр, попробуем рассмотреть ее вдвоем. Что я здесь вижу? Прежде всего - Аркаим. Кажется, уже все знают, что именно так выглядит его круг - что-то вроде диска.

- Можно сказать, что Аркаим похож на циферблат часов, которые уже не одно тысячелетие отсчитывают время. Но я изобразил Аркаим в виде юбки Огневушки. В балете говорят, пачка. А Огневушка - это, если помните, из сказов Бажова.

- Девушка на берегу реки. Наверное, это Караганка. Ее тростники, ее осоки.

- Да.

- И два цветка, вроде кувшинок. Одна в воде, а другая - в вазе.

- Да, это ваза арийская, из раскопок.

- От вазы кверху поднимается не то пыльца, не то...

- Флюиды, так скажем. Кувшинка - аналог лотоса, а лотос у древних, у индийцев, у египтян, - символ чистоты и жизни. Вода у них соединялась с огнем. И арии Аркаима, как известно, строили печи, совмещенные с колодцами, - создавалась тяга. Изображения этих древних вещей, которые как бы выплавляются из вечного огня, а огонь из вазы переходит в пламень горы Шаманки - остатка древнего вулкана и ритуальные костры, которые современные паломники зажигают на горе, так же как арии в центре Аркаима, на площади, зажигали огни, - такое переплетение времен.

- Смотрю дальше. Два горшка на берегу.

- Горшки настоящие - реконструкция арийских сосудов.

- В каждом сосуде вода, а в воде отражается звезда.

- Звезды небесные. Они симметрично отражаются на небе. Как в зазеркалье.

- Как бы у подножия Шаманки вы расположили предметы, которые "летают" в темном пространстве, - разные ромбики, браслеты, спиральки...

- Да, из огня в виде искр вылетают бронзовые и золотые украшения арийцев.

- А на синем, наверное, предрассветном небе - луна, круглая, но с серпом месяца.

- Серп - это городище Синташта, которое было открыто раньше Аркаима. Русло реки, как известно, размыло часть городища, поэтому от него остался полумесяц. Как раз на Синташте найдены самые богатые орнаменты, с меандрами, свастиками - символами солнца у арийцев. Орнаменты у меня изображены внизу, у "юбки" Огневушки.

- Ну и, естественно, бабочки...

Отступление первое. Это в общем-то не новость - то, что челябинского художника Александра Разбойникова с юных лет сопровождают бабочки. "Мне говорили, что в прошлой жизни я, наверное, был бабочкой". С тех пор он в безнадежном плену в мире бабочек. Оказывается, этот мир так велик, многогранен и многообразен, что и жизни не хватит, чтобы его исчерпать. Природа так неутомима в игре цвета и линий, которой она увлеклась на бабочках, что нет ей конца. Не случайно и то, что человек уже в самые ранние эпохи увидел бабочек и прикипел к ним. У древних греков одним словом "психея" обозначены два понятия - бабочка и душа. "Если хочешь представить себе душу, то легче всего представить ее в виде бабочки". Уже много лет Александр рукописно пишет и рисует свою научно-художественную книгу "Бабочки Челябинской области", может быть, главную свою книгу, но издать ее почти нет надежд. Они, бабочки и художник, человек и насекомые, должны были найти друг друга: что-то очень тонкое роднит их. Разумеется, Разбойников рисует не только бабочек, но всегда он идет от них и к ним.

- Да, такие бабочки и в наше время летают на Аркаиме, их там много - медведица сельская, медведица пурпурная и бражник.

- Хорошо. С помощью Огневушки мы увидели превращения воды и огня, которые пронизывают историю Урала всех времен. Остальное пусть досматривают и додумывают зрители.

Отступление второе. Мне приятно сознавать, что Александр Разбойников весь целиком состоит из мягкости, тихости, скромности, что нет в нем ни атома нахальства, навязчивости или наглости. Такие люди - редкость необыкновенная. И чем дальше, тем больше. Но за него страшно. Как жить ему в нашем жестоком мире?

Необычное творчество Разбойникова - зеркало его необычной натуры. Таких художников, как он, - единицы. Не сказать, что он обойден признанием. Как художника из Челябинска его знают уже от Каунаса до Находки. Но сколько бы их ни было, городов, им покоренных, жить ему в Челябинске на скромные гонорары от случайных заказов. Похоже на то, что это заказано ему судьбой. Что очень несправедливо. n